КОПИЯ ВЕРНА?

Chery QQ, BYD Flyer, Chevrolet Spark, Daewoo Matiz

К китайским подделкам бижутерии, электроники и одежды мы привыкли. А к автомобильным подделкам? Можно ли вообще подделать современный автомобиль? Можно! Например, китайская фирма Chery Automobile Co. именно этим и прославилась. Ее первенец на нашем рынке, Chery QQ — почти точная копия хэтчбека Daewoo Matiz. Недавно мы купили Chery QQ. А еще в России можно приобрести BYD Flyer — это «частичная» копия модели Suzuki Alto…

 

Можно ли ездить на поддельных «китайцах»? А может, лучше доплатить — и купить «настоящий» Daewoo Matiz узбекской сборки или новейший Chevrolet Spark из Кореи?

 

Снимите заднюю крышку своего мобильного телефона: почти наверняка его литий-ионная батарея сделана в Китае. И не исключено, что на батарее вы обнаружите эмблему фирмы BYD, которая занимает второе место в мире по выпуску литий-ионных аккумуляторов.

 

Автомобильным же бизнесом компания занялась в 2003 году, запустив в производство первенца — модель Flyer. Дилеры говорят, что некоторые узлы — как на автомобилях Suzuki. Трехцилиндровый 40-сильный двигатель похож на тот, что ставился на хэтчбек Suzuki Alto.

 

Нескладный кузов на тонких «ножках» угловат и неуклюж, зато наружные зеркала украшены повторителями указателей поворотов, раскосые фары — почти как на Мерседесах, а ручки дверей — хромированные. Да и эмблема здесь в виде сине-белого овала с буквами BYD: чуть прищуришься — ни дать ни взять, BMW! Но при этом в базовом исполнении Flyer продается в России всего за $5990. А хорошо оснащенный автомобильчик (для полного счастья не хватает лишь подушек безопасности и АБС) — за $7450. Дешевле не найдешь!

 

Но бесплатный сыр бывает известно где. «Мерседесовские» фары светят паршивенько: пучок света тусклый и рваный. Тоненькие дверки закрываются с грохотом, оставляя между панелями неравномерные зазоры. Капот и моторный щит хоть и обшиты звукопоглощающими панелями, но не способны блокировать противный низкочастотный гул, который издает на холостых оборотах трехцилиндровый двигатель.

 

А уж интерьер... Передняя панель словно выклеена из папье-маше и покрашена розовой краской, причем разных оттенков. К этой розовой пластмассе лучше не прикасаться: на ладонях остается неприятный скользкий налет. А источаемый пластиком запах гонит вон из машины. Не из отходов ли аккумуляторного производства сделаны панели?

 

Еще один шедевр — салонное зеркало заднего вида. В нем светятся показания компаса и забортного термометра (иероглифы!), и светятся ярко. Настолько ярко, что в темноте два ядовито-зеленых пятна просверливают в мозгу дырку! Поэтому сперва мы отвернули зеркало в сторону, а потом, когда убедились, что это не помогло, и вовсе замотали его тряпкой. Все равно пользы от него никакой: на ходу зеркало вибрирует так, что картинка расплывается.

 

Странный алгоритм управления «печкой». Чтобы прибавить жару, нужно повернуть рукоятку температуры влево, а чтобы убавить — вправо. Да и с кнопками задних электростеклоподъемников что-то не так: тянешь клавишу вверх — а стекло едет вниз.

 

Но больше всего позабавил перчаточный ящик. Контур его словно пропилен в передней панели: петель нет, а крышка отгибается благодаря упругости пластмассы! Оттянул ее вниз, достал перчатки (ничего другого в крохотный ящик положить нельзя) — и отпускай: «крышка» с грохотом захлопнется.

 

Аморфное сиденье водителя уже отодвинуто до упора назад, но водитель ростом 170 см там усаживается едва-едва. А более рослые сидят скрючившись. Вибрирующий рычаг удивляет огромными перемещениями и крайне низкой четкостью переключений. Педальный узел тесен настолько, что ботинки постоянно трутся друг о друга. Понятно, что площадки для отдыха левой ноги нет…

 

Моторчик мощностью 40 л.с. еле тянет — даже в сочетании с «короткой» четырехступенчатой коробкой. На второй передаче Flyer медленно набирает 60 км/ч, на третьей — почти 100 км/ч. На разгон до «сотни» уходит полминуты! А во время замеров на динамометрической дороге Flyer разогнался в одну сторону до 129 км/ч, а в другую — лишь до 116 км/ч. Ветерок сдувает. В общем, по первым впечатлениям, Flyer хоть и стоит как две Оки, но едет как одна!

 

Тахометр показывает обороты с опозданием. Раскрутил мотор до 6000 об/мин, перешел на следующую передачу, а стрелка тахометра все еще лениво опускается вниз: через секунду она показывает 5000 об/мин, еще через секунду — 4000 об/мин… «Тупит» и усилитель тормозов — и при торможении, и при растормаживании: то носом клюешь, то никак не дождешься, когда тормоза ослабят хватку. Усилителя рулевого управления нет, и потому в крутых виражах скользкую баранку нужно держать как можно крепче — стабилизирующий момент очень высок. Но при этом усилие абсолютно неинформативно — любое подруливание на скорости свыше 80 км/ч превращается в напряженную работу. А подруливать приходится. При перестроениях, а тем более на виражах Flyer самостоятельно изменяет траекторию: чем больше крен кузова, тем круче поворачивает машина — даже если водитель держит баранку неподвижно.

 

Опасный автомобиль! И дискомфортный. Мотор ревет, шины воют, любая кочка отзывается грохотом подвески. Сзади что-то брякает, в салоне «сверчки»…

 

Чем Flyer хорош, так это простором сзади. Широкие задние двери существенно облегчают посадку, хватает пространства для ног — в других машинах заметно теснее. Неудивительно: водитель-то согнулся в три погибели! Говорят, специально для российского рынка китайцы готовы переставить салазки чуть дальше — чтобы водителю было просторнее.

 

Кстати, номинально Flyer — пятиместный. Но как только мы сели в автомобильчик впятером, он подозрительно просел. Ведь грузоподъемность — всего 300 кг, а мы впятером потянем на 380 кг! То есть «пятиместность» Флайера рассчитана «в китайцах».

 

По сравнению с новоиспеченным автопроизводителем BYD Auto компания Chery — патриарх китайского автопрома: она выпускает машины уже семь лет! Говорят, что нынче, осваивая выданный правительством Китая кредит, фирма Chery заказывает дизайн новых автомобилей у итальянских кутюрье. Но Chery QQ — это, как мы уже заметили, «калька» с Матиза.

 

«Инструментальные замеры» с помощью рулетки показали, что копия снята с точностью до миллиметров. Например, двери от Матиза вполне подойдут «кукушке». Но если на Матизе боковая подштамповка на уровне дверных ручек идеально ровная, то на Chery ее словно выдавили ломом.

 

А вот «мордашка» у QQ слегка отличается. И трехцилиндровый мотор помощнее: вместо двух клапанов на цилиндр — четыре, а рабочий объем не 796, а 812 куб. см.

 

А куда смотрит концерн General Motors, правопреемник фирмы Daewoo? Американцы подали было на фирму Chery в суд. Но суд-то китайский! Не будет же правительство КНР наказывать фирму, которой оно выдало огромный кредит! В конце концов скандал замяли. Да стоит ли «бодаться» из-за старой модели, если на совместном предприятии SAIC-GM-Wuling в Китае уже выпускается новая модель — Chevrolet Spark? Причем Спарков в Китае продается гораздо больше, чем «кукушек».

 

Кстати, в Китае Spark заметно дороже, а вот QQ и Flyer продаются там примерно по одной цене. И это странно. Ведь, в отличие от Флайера, «кукушка» — это уже автомобиль! Внутри мило. Материалы хоть и простенькие, но такого острого фенольного запаха, которым окатил нас Flyer, здесь нет. Панели почти не скрипят даже на кочках. Обивочка сидений — точь-в-точь как на Калине. Не с одного ли завода ткань получают?

 

Диапазон продольной регулировки сиденья шире, а оснащенный гидроусилителем руль уже не выскальзывает из рук. Удобный блок управления микроклиматом расположен в самом верху центральной консоли. И компаса, к счастью, нет.

 

«Печка» жарит на славу, но вентилятор слишком шумный. Педальный узел такой же тесный, как на Флайере, а площадки для левой ноги тоже нет. Управление пятиступенчатой коробкой — разболтанное. Но здесь вторую передачу уже не приходится искать где-то под коленкой, а правая нога не трется о центральную консоль, как это было на Флайере.

 

Управление головным светом неожиданно возложено на поворотное колесико слева от рулевой колонки (на европейских машинах таким образом обычно регулируется яркость подсветки приборов). А поворачивающаяся рукоятка на левом подрулевом рычажке включает противотуманные фары.

 

Моторчик на «кукушке» по сравнению с Флайером — зверь! Уверенно «крутится» до 6500 об/мин, разгоняя автомобиль на второй передаче до 70 км/ч. Третья «тухнет» на 100 км/ч. И если все время крутить мотор «в звон», можно уверенно держаться в транспортном потоке. Конечно, на высших передачах ощущается нехватка «низов»: едешь на пятой передаче со скоростью 70 км/ч, давишь на газ — а там ничего. Ку-ку.

 

Зато «жесткие» тормоза позволяют точно регулировать замедление изменением усилия на педали, а водитель прекрасно чувствует момент блокировки колес. Ведь АБС здесь нет. Но усилие на педали слишком велико — не для женской ножки. А уже на втором торможении «в пол» со 100 км/ч эффективность упала настолько, что даже дюжему мужику едва хватило сил.

 

И управляемость не радует. Из-за отсутствия внятной обратной связи водитель не чувствует автомобиль ни на прямой, ни в поворотах. Реакции при перестроениях тоже неоднозначны и слишком остры: стоит на градус перекрутить руль, и QQ с креном шарахается в сторону — того и гляди, сорвется в занос. А если водитель зашел в крутой поворот чуть быстрее, довернул руль и сбросил газ — заноса не избежать! Тяжело удержать «кукушку» и при объезде препятствия на высокой скорости: дело запросто может закончиться разворотом.

 

А теперь — пересядем в «оригинал», Daewoo Matiz. Ба, да это же верх совершенства! Дело не только в более мощном литровом моторе — на Матизе проще, удобнее ехать! Благодаря хоть какой-то боковой поддержке сидений в поворотах уже не вываливаешься из седла. Передачи переключаются лучше, чем на QQ. Педальный узел такой же тесный, но расположение педалей относительно пола и усилия на них подобраны более тщательно. Двигатель тише, шины почти не слышны. Вибраций — меньше. Подвеска мягче, но более мощные амортизаторы удерживают кузов от вторичных колебаний.

 

А как, оказывается, приятно управлять Матизом! Реакции более стабильны и предсказуемы, а рулевое управление более «прозрачно» и информативно.

 

Интерьерчик, конечно, устарел. И это, пожалуй, единственное, в чем копия не уступает, а, быть может, даже превосходит оригинал. И хорошо бы, чтобы заднее сиденье складывалось не целиком, а по частям.

 

Chevrolet Spark, который представляет собой модернизированный Matiz, — современнее.

 

Кузов — жестче, обзорность — лучше (подголовники задних сидений полностью утоплены), двигатели — тише, вибраций — меньше... Можно заказать АБС, фронтальные и даже боковые подушки безопасности. Считай, европейский автомобиль! Но и цены почти европейские: «наш» хорошо оснащенный Spark 1.0 продается за $11335!

 

В Спарке появились удобные макияжные зеркала, очешник над водительской дверью, полочки под передней панелью, а под сиденьем переднего пассажира — выдвижной лоток для обуви.

 

«Геометрия» посадки сохранена, но сиденье стало жестче и лучше распределяет нагрузку. К вынесенным в центр приборам нужно привыкать, но сами они — великолепны. Педальный узел все так же тесен, но уже появилась площадка для левой ноги. Заднее сиденье — удобнее благодаря иной форме спинки и более широкому дверному проему. Багажник закрыт декоративными панелями не частично, как на других машинах, а полностью. Здесь есть подсветка, жесткая полка, скобы для крепления груза. А «родная» аудиосистема (либо четыре, либо шесть динамиков) звучит вполне сносно.

 

Тяговитый мотор позволил еще больше «растянуть» передаточный ряд трансмиссии: на второй передаче можно разогнаться до 80 км/ч, а на третьей — до 120 км/ч, почти как на «взрослых» автомобилях! Запаса тяги хватает почти всегда, поэтому двигатель можно не выкручивать, а переходить на высшие ступени раньше — это сулит меньший расход топлива.

 

И тормоза здесь лучше, причем есть АБС.

 

Над подвеской колдовали инженеры фирмы Lotus, и в результате Spark стал собраннее, понятнее Матиза. При этом более жесткая и энергоемкая подвеска не сделала Spark дискомфортным!

 

Но, опять же, все это — на «китайском» фоне. Вообще, за несколько дней общения с микролитражками у нас заметно сместились точки отсчета. Разгон до 100 км/ч за 16 секунд стал казаться очень быстрым, а Spark начал восприниматься по-настоящему комфортабельным автомобилем... Когда же после теста мы пересели в редакционный Hyundai Getz, он показался нам уже суперкаром…

 

Немудрено. По современным меркам BYD Flyer — это пока что недоавтомобиль, ставший рекордсменом тестов Авторевю, набрав всего 570 баллов из 1000 возможных. По школьной системе оценок даже на «тройку» не тянет! Кроме того, автомобиль — не дешевая кассетная «мыльница», которую можно просто выкинуть после поломки. Где обслуживать Flyer? Кому его перепродать через два-три года, и сколько он будет стоить? Каков его ресурс? Когда отвалится расположенный перед задним колесом топливный фильтр?

 

Chery QQ — тоже кот в мешке. Но «кукушка» уже производит впечатление транспортного средства, хотя и уступает прародителю по многим параметрам. Достаточно прокатиться из дома до офиса по очереди на каждой машинке — и все станет ясно. Из «кукушки» выйдешь уставшим, а из Матиза — бодреньким. И настолько ли Chery QQ дешевле, чтобы с этим мириться? Участвовавший в тесте QQ стоит $7990, а схожий по оснащению Matiz 0.8 DLX продается за $8700. Конечно, в этом секторе рынка на выбор влияет каждая сотня долларов, но надо же и себя любить!

 

Лучшим в этом тесте оказался Spark. Но он же — и самый дорогой автомобиль: близкий к «кукушке» по уровню оснащения Spark 0.8 (с одной подушкой безопасности) стоит $9800.

 

А вообще… Конечно, такие малышки нужны. Тем более что в России альтернативы этой корейско-китайской четверке практически нет. Разве что Ока? Но двухцилиндровая старушка не в силах конкурировать даже с «китайцами». А если бы на АвтоВАЗе решили запустить в производство новую Оку, то, скорее всего, получился бы не российский Spark, а российский Flyer. Или, в лучшем случае, QQ.

 

Однако новой Оки не будет. А вот новые QQ и Flyer — будут. Например, совершенно новый Chery QQ появится в 2008 году. Наверняка он станет тише, удобнее, быстрее... Китайцы учатся быстро! И тогда применительно к отечественному автопрому можно будет вспомнить старый анекдот:

— Скажи, кукушка, сколько мне жить осталось?

— Ку.

— Ой, а почему так ма…?

 

Что почем?

 

BYD Flyer — не только самый доступный автомобиль в нашей компании, но и самая дешевая иномарка в России. «Базовый» Flyer продается всего за $5990. Это практически «голая» машина: из «допоснащения» есть лишь противотуманные фары и аудиосистема. Но за $6990 продается Flyer в богатой комплектации: противотуманные фары, электростеклоподъемники всех дверей, наружные зеркала с электроприводом, аудиосистема с CD-плейером, легкосплавные диски, центральный замок… За кондиционер нужно доплатить $500.

 

А вот по «механике» выбора нет. Двигатель — только трехцилиндровый, 40-сильный. Коробка передач — только механическая, четырехступенчатая.

 

Chery QQ. За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз. Старая пословица всецело отражает ценообразование в случае с китайскими машинами. За пустыней Гоби базовый Chery QQ стоит от $3600. На экспорт машину отпускают по еще более низкой цене. Но перевоз (паром в финский порт Ханко идет 40 дней) и растаможка повышают цену до $7990 — столько стоит Chery QQ 0.8 (52 л.с.) в базовом исполнении S1 (гидроусилитель, кондиционер, электропакет, легкосплавные диски, аудиосистема). Именно такая машина и побывала на нашем тесте.

 

На следующей ступени — QQ 0.8 в исполнении S2a: автоматическая коробка, АБС, фронтальные подушки безопасности, аудиосистема и другое оснащение. Розничная цена — $9990. А за $9720 предлагается QQ 1.1 (53 л.с., гидроусилитель, кондиционер, АБС, две подушки безопасности, электропакет).

Гарантия — три года или 100 тысяч км.

 

Daewoo Matiz. За несколько лет заводу Uz-Daewoo удалось выстроить обширную сеть дилеров, которые продают машины по единым ценам. Самый простенький Matiz 0.8 STD (аудиоподготовка, электрокорректор фар и обогрев заднего стекла) продается за $7000. За кондиционер нужно доплатить $600. На следующей ступени — Matiz 0.8 DLX (от $7800), в оснащение которого в максимальной комплектации ($8700) входят гидроусилитель руля, центральный замок, кондиционер, легкосплавные колеса, дистанционный привод лючка бензобака, фирменная магнитола Daewoo, багажные релинги на крыше и другие приятные мелочи.

 

Matiz 0.8 DLX можно оснастить четырехступенчатой автоматической коробкой (плюс $1100). За $8700 предлагается топовый Matiz 1.0 Best с 63-сильным мотором — в эту цену включены электростеклоподъемники всех дверей, противотуманные фары, электропривод правого зеркала, велюровая обивка салона. В пределе цену «литрового» Матиза можно довести до $9600.

Заводская гарантия — год или 20 тыс. км, но дилеры продлевают ее до пяти лет или 100 тыс. км.

 

Chevrolet Spark даже в базовой комплектации Direct-1 дороже конкурентов — 8490$. За эти деньги предлагается трехцилиндровый автомобиль (51 л.с.) без гидроусилителя руля, кондиционера и электростеклоподъемников, но — с одной подушкой безопасности. Помимо этого есть еще семь фиксированных комплектаций. «Топовая» версия Spark 0.8 Star за $11110 включает кондиционер, гидроусилитель, две подушки безопасности, АБС, аудиосистему с CD-плейером, центральный замок, передние электростеклоподъемники и другое оснащение. По соотношению цены и уровня комплектации этой машине, пожалуй, нет равных на рынке. Точно такой же Spark с «автоматом» стоит $12160.

 

Spark в исполнении Elite (от $10915) и Premium (от $11815) оснащается литровым мотором (65 л.с.) и только механической коробкой. Самый дорогой Spark 1.0 Premium за $12065 оснащен по высшему в этом классе разряду: аудиосистема с CD-плейером и шестью динамиками, электростеклоподъемники всех стекол, АБС и даже боковые подушки безопасности! В тесте участвовал Spark 1.0 Elite за $11335.

Гарантия — 2 года без ограничения пробега

 

Александр ДИВАКОВ,

Максим КАДАКОВ

Фото Степана Шумахера

Журнал "Авторевю"