«А» ИЛИ «Б»?

BMW 120I, Audi A3 Sportback

BMW 120i

Первый БМВ компакт-класса дебютировал на Парижском автосалоне в 2004 году. Кузов – 5-дверный хэтчбек.

Двигатели: бензиновые 1,6–2,0 л (115–150 л. с.) и турбодизельные 2,0 л (122–163 л. с.). Последние в Россию пока не поставляются.

Коробки передач: механические 5- или 6-ступенчатые и 6-ступенчатый «автомат». Привод задний.

Комплектация: базовая + опции.

Цена в России: Є22900– 29 900 ($30 000– 39 000).

 

Audi A3 SPORTBACK

Модель с кузовом 5-дверный хэтчбек впервые показана на Парижском автосалоне в 2004 году.

Двигатели: бензиновые 1,6–3,2 л (102–250 л. с.) и турбодизельные 1,9–2,0 TDi (105–140 л. с.).

Коробки передач: механические 5- или 6-ступенчатые (в том числе спортивная DSG) и 6-ступенчатый «автомат». Привод передний или полный.

Комплектации: Attraction, Ambition, Ambiente.

Цена в России: $29 350– 61 000.

 

«Ах, красавец! Какой напористый стиль, агрессивные линии кузова. А шильдик 120i – это та самая «единичка» с двухлитровым двигателем». И как эхо из-за спин подошедших ближе: «Смотри, смотри, это новый БМВ». Да, любят в России эту марку.

 

К «Audi A3 Спортбек» внимание не столь пристальное, несмотря на яркий выигрышный цвет. Оно и понятно, ведь в данном классе А3 давно не новичок. Надо присмотреться, обойти вокруг – и только тогда прозвучит: «Это же не просто «трешка»! Гляди-ка, здесь пять дверей вместо трех, да и машина смотрится по-другому: изменились пропорции, фары, решетка радиатора…». В глазах разгорается огонек любопытства, ведь и эмблема с четырьмя кольцами – пропуск в круг избранных.

 

В общем, по размерам и назначению наша парочка – типичный гольф-класс, а по содержанию прямо-таки элита. И дело тут не только в словно по ранжиру подобранных двухлитровых моторах, шестиступенчатых автоматических коробках или раздельном «климате». Нынче законодатели мод гордятся интеллектуальным потенциалом своей продукции. «Умными» становятся не только моторы, трансмиссии или подвески, но и реакции машины на действия водителя, ее взаимопонимание с водителем и окружающей средой. Результат – все новые системы активной безопасности. Динамический контроль устойчивости, электронная блокировка дифференциала, контроль за торможением, разгоном и т. д. Содержание понятий «лучший», «худший» ныне определяется именно электроникой, вносящей свои коррективы.

 

КРАМОЛЬНЫЕ МЫСЛИ

 

В мрачноватом сугробе с трудом угадываются очертания «баварца». Будем знакомиться, пока он отогреется. Приветливо моргнули поворотники, гостеприимно приоткрылась дверь, и я оказался в антрацитовом полумраке салона. Ключ-брелок мягко щелкнул, входя в специальную прорезь: теперь нажать крупную кнопку «старт/стоп» на передней панели. Автомобиль наполняется «живыми» звуками: дескать, я готов.

 

А я пока нет. Надо привыкнуть к игривой форме наружных зеркал и угадать габариты, бросив взгляд в непропорционально маленькое окошко задней двери, обрамленное тяжеленными стойками. Что это, дань стилю или забота о пассивной безопасности? Именно она во многом определяет те или иные решения. Небольшие боковые окна, широкая средняя стойка, заметно мешающая входу-выходу, особенно в зимней одежде. С одной стороны, напрягает, с другой – понимаешь: внутри кокпит неплохо защищен.

 

В остальном БМВ как БМВ, да простят меня за «крамолу» поклонники марки. Хваткий, удобный руль, идеально выверенный профиль и регулировки сидений, компактная и в то же время информативная комбинация приборов. Прикоснувшись к органам управления, прямо-таки чувствуешь, что в салоне теплеет, настолько все продуманно и индивидуально. Лишь «электронные», без фиксации подрулевые переключатели выпадают из общей идиллии. Увы, такова мода.

 

Каково на заднем сиденье? Сам за собой я, конечно, усаживаюсь, – правда, воткнувшись коленями в спинку. Но вход-выход – это пытка, пройдя которую ты уже не пожелаешь быть пассажиром…

 

А чем козырнет соперник? «Ауди» словно напружинен в выражении собственного «я». Берусь за рукоятку двери: уже было открывшаяся, она вдруг резко отщелкивается назад. Да, фиксатор здесь ого-го! Чуть помощнее пружину – и точно влетал бы в машину, пришпоренный упругой дверью.

 

Более плотны здесь объятия чисто спортивного сиденья. Здесь уже не устроишься расслабленно и вальяжно, а конкурент это позволял. В то же время сама посадка водителя выше, да и попасть на сиденье проще – средняя стойка кузова несколько изящнее.

 

Осмотревшись, ловлю себя на том, что отличия в идеологии в общем-то несущественны. Конечно, стиль несколько иной. У «Ауди» мощнее тоннель, разделяющий водителя и пассажира, по-другому скомпонованы передняя панель и отдельные тумблеры. Однако общность подхода очевидна. Что кто-то срисовывал – не скажешь, но взгляд цепляется за напольную педаль газа, небольшие проемы боковых и заднего окон. Пожалуй, здесь в оформлении интерьера чуть больше спортивной агрессии.

 

А вот заднее сиденье «Спортбека» куда человечнее. Сюда и входить удобнее, да и колени не упираются в спину сидящего спереди. Убедился, что общая с «Гольфом V» платформа предусматривает лояльное отношение к пассажирам.

 

ПРОВЕРЕНО ЭЛЕКТРОНИКОЙ

 

Первый же рывок «единички» со светофора наполняет душу ликованием. Мощный гибкий двигатель, быстрый и в то же время мягкий на переключениях «автомат». Этот тандем выстреливает машину с пушечным ускорением, в то же время позволяя тащиться в пробках с черепашьей скоростью. Пока меня устраивает все: жесткие, плотные подвески, мгновенные отклики на действия рулем. А звук! Это же просто песня. Даже вмешательство электронных помощников не выглядит назойливым. Но впереди царство льда и снега, и по дороге впечатления меняются.

 

Попытка обгона на подъеме-тягуне: под колесами каша из снега и песка. Газ, нет, не в пол, примерно на 3/4 хода и… До этого помигивающий желтый символ DTС (Dynamic traction control – по сути система стабилизации) словно багровеет от негодования – нельзя, ведь на дороге скользко! И мы зависаем на встречной полосе, так и не набрав скорость. Мгновения спустя двигатель все же начинает плавно повышать обороты, каждый раз задерживаясь на «безопасной» с точки зрения пробуксовки ступеньке. Увы, я сдаюсь раньше – впереди встречная машина.

 

А что если волевым нажатием на тумблер все же отключить DTС? Вторая попытка рождает активную пробуксовку ведущих колес (значит, все же не зря БМВ «тормозил» при разгоне), но курсовые отклонения жестко пресекает электроника. Интересные такие ощущения, когда автомобиль дает почувствовать начало скольжения, а затем под характерные звуки АBS возвращает с небес на землю – дескать, не балуйся.

 

Нет, все-таки подержу заветный тумблер нажатым подольше, отключив тем самым всю контролирующую электронику. Есть пока такая функция у «баварца». Тут же высвободившиеся 150 «лошадей» по-честному начинают проявлять характер и БМВ превращается в сгусток энергии, управлять которым на снегу не так-то просто.

 

Давненько не экспериментировал с задним приводом! Хотел пройти этот поворот с небольшим заносом, но норовистый скакун вильнул кормой – только успевай накручивать баранку. Заруливаю потренироваться на свободную площадку. Вираж, другой, третий – наконец появляются забытые было навыки. Селектор «автомата» в ручной режим, по-другому этот снаряд не удержишь. И все равно что-то немного не так. Чуть перекрутил двигатель – «автомат» самопроизвольно переключился повыше. В результате опять ошибка, и «единичка» уходит с заданной траектории.

 

На «прямике» полигона тоже неспокойно. Чуть отвлекся, разогнавшись до неприличных по зимним меркам 140–150 км/ч, и вновь автомобиль нехорошо вильнул, напомнив об отключенной электронике. Нет, хватит – верну все на круги своя. Пусть менее эмоционально, зато безопасно. Все-таки не зря инженеры БМВ настраивали эти премудрости.

 

Хотя, если вспомнить их же творения примерно десятилетней давности… Ведь тогда на машинах можно было вытворять такое! Увы, времена меняются. И теперь то, что вызывает бурю эмоций на асфальте, на снегу вдруг становится либо очень скучным, либо сложным для выполнения.

 

Не скрою, после «баварца» «Спортбек» не вызывает поначалу сильных эмоций. Несмотря на продуманную эргономику и яркие ездовые возможности, постоянно ловишь себя на мысли – что-то не так. Нет, не то чтобы плохо, но… неидеально.

 

Вот берешься за рукоятку управления микроклиматом: она откровенно уступает «крутилкам» БМВ. Как не нравится и дребезжащий звук мотора или алгоритм управления «автоматом»: поначалу все время попадаешь в положение Sport вместо Drive. Конечно, стоит посидеть за баранкой 15–20 минут, и ко многому привыкнешь, а умный «автомат» адаптируется, но тем не менее.

 

Постепенно характер «Ауди» приобретает все более интересные оттенки. В спортивном режиме двигатель стал дольше удерживать пониженные передачи и автомобиль превратился в цепкое, агрессивное существо, не терпящее конкурентов. Его реакции на руль немного спокойнее, подвески чуть комфортнее, но чувство машины и отточенные отклики позволяют наслаждаться управлением.

 

И чем больше снега на дороге, тем выразительнее поведение А3. У него в общем-то схожий набор систем активной безопасности, но в переднеприводной машине все это действует по иным алгоритмам. При разгоне стабилизирующее устройство (здесь систему курсовой устойчивости зовут ESP) позволяет куда свободнее пользоваться акселератором, допуская активную пробуксовку ведущих колес. Не столь рьяно осаживает машину, и ты постепенно раскрепощаешься. Если на БМВ мне все время хотелось вмешаться, то здесь держу газ и спокойно жду, пока автомобиль сам отрегулирует степень проскальзываний, легко и непринужденно завершив начатое. Здорово!

 

Но в душе зудит: а что, если? И вот желтый символ яркой точкой загорается на панели приборов – электроника отключена. Пробуксовка стала куда заметнее, но все-таки, от души разогнавшись на динамометрической дороге полигона, я легко подвожу стрелку спидометра к отметке «200». И ничего провокационного: можно курить, разглядывая окрестности.

 

Поведение машины в поворотах, конечно, не так азартно и эффектно. Однако мелкие ошибки прощаются легче, да и управлять ею проще. В общем, на скользкой дороге приоритеты меняются весьма заметно.

 

В памяти всплыл давний диалог с инженерами то ли БМВ, то ли «Мерседеса». Они утверждали, что, оставаясь приверженцами достоинств заднего привода, сумеют победить его недостатки. Так вот: сумели, несомненно. Но эволюция переднеприводных машин тоже не прерывалась. И если в нашем конкретном случае на асфальте приоритет за БМВ, то на скользкой дороге « Audi A3 Спортбек» проще, понятнее и куда интереснее.

 

РЕЗЮМЕ

BMW 120i – ездовые возможности, как всегда, великолепны. Прекрасное средство самовыражения, но не на скользкой дороге.

+ Отличная эргономика рабочего места, ярко выраженные ездовые и акустические качества, очень высокий интеллектуальный уровень.

- Тесен для задних пассажиров, отсутствует запаска.

 

Audi A3 Sportback – отличный инструмент для любителей быстрой езды, при желании легко превращается в семейное транспортное средство.

+ Удобен для водителя и пассажиров, выразителен в своих возможностях, адаптирован к российским условиям, хорошо подготовлен интеллектуально.

- Умеренный акустический комфорт, жесткая фиксация дверей.

 

Сергей Воскресенский

Фото: Константин Якубов

Опубликовано в журнале "За рулем" №03.2005

 


Еще тесты:

 

BMW 1-series

BMW 1-series, Volkswagen Golf GTI - ДВОЙНОЙ ТЕСТ: GOLF GTI И BMW 130

Alfa Romeo 147, BMW 118I - РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ГРУППА

BMW 116i, Mercedes A170, Volkswagen Golf - НЕМЦЫ В ГОЛЬФАХ

BMW 120IA, Audi A3 Sportback - ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЕЦ

 

Audi A3

Audi A3 Sportback, Skoda Octavia, Volkswagen Touran - САГА О ПЛАТФОРМЕ PQ35

Audi A3, Alfa Romeo 147 - ЦЕНА РЕПУТАЦИИ

BMW 120IA, Audi A3 Sportback - ВЛАСТЕЛИНЫ КОЛЕЦ