МАЛЫЙ БИЗНЕС

Тест Volvo S40, Volkswagen Jetta

Когда в России начали продавать новый Volvo S40, мы растерялись. С чем сравнивать «сороковку»? С обычными седанами гольф-класса? Нет — Volvo дороже. С автомобилями более высокого класса D? Тоже нет — они крупнее. Есть, конечно, Audi A3 — тоже компактный и дорогой автомобиль. Но седана в гамме А3 нет и пока не предвидится.

 

Теперь достойный конкурент наконец-то появился — это Volkswagen Jetta. Какой из седанов «малого бизнес-класса» лучше подходит для наших дорог?

 

Сказать, кто красивее, можно сразу и без колебаний — Volvo. К сожалению, Jetta снаружи грузновата, а внутри — как и «донор» Volkswagen Golf, скучновата. Впрочем, Джетта похожа на более крупный Volkswagen Passat — если цель дизайнеров была в этом, то она достигнута.

 

Volvo S40 тоже можно принять за автомобиль покрупнее — Volvo S60. Но пропорции иные — более сбитые и мускулистые. А как радует интерьер с утонченной (в прямом смысле) консолью, отделенной от панели!

 

Но в том, что касается качества отделки, оба седана одинаково хороши — все сделано недешево и солидно. Приятно держаться за руль, приятно нажимать клавиши стеклоподъемников, приятно крутить ручки настроек магнитолы…

 

По эргономике предпочтительнее Volkswagen. Регулировки водительского кресла имеют огромные диапазоны — за рулем без проблем устроятся и хрупкая девушка, и двухметровый верзила. Кресло не спортивное, но профиль и жесткость выбраны идеально — и удобно, и машину чувствуешь всем телом. Нравится иметь опору под правым локтем — пожалуйста, крышка подлокотника сдвигается на десять сантиметров вперед. Не нравится — отодвигайте ее назад, мешать не будет. Округлая головка рычага переключения передач идеально ложится в ладонь, выверенный механизм работает с четкостью ружейного затвора. Широко расставленные педали удобны, а большая площадка для отдыха левой ноги, расположенная на одном уровне с напольной педалью акселератора, обеспечивает ровную посадку.

 

Вот только длинноходная педаль сцепления… Похоже, эта «болезнь» автомобилей Volkswagen становится хронической. Так же, как и пресловутая ядовито-синяя подсветка приборов.

 

В Volvo сидеть за рулем тоже удобно. На ладной баранке — кнопки управления аудиосистемой, прекрасные приборы хорошо читаются и днем, и ночью, дисплей бортового компьютера может высвечивать все сообщения родной кириллицей. Селектор «автомата» имеет оптимальную схему без лишних положений: рычаг на себя — режим Drive, вправо — ручной режим. Есть и индикация — в окошке на комбинации приборов.

 

Но педаль акселератора зажата между педалью тормоза и центральным тоннелем — широкий ботинок в эту щель едва проходит. Сиденье не дает той свободы регулировок, что в Джетте, да и форма кресла чуть хуже. А главная проблема Volvo — мелкие кнопочки на центральной консоли. На неровной дороге, да еще дамским пальчиком с длинным маникюром, включить рециркуляцию воздуха в салоне будет сложно.

 

Для задних пассажиров Volkswagen тоже предпочтительнее. Несмотря на более высокий центральный тоннель, места для ног в «народном автомобиле» больше — сюда и садиться проще, и под передними сиденьями много места для ступней. В Volvo ноги приходится просовывать в узкую щель под передними сиденьями: неудобно. К тому же потолок в Volvo ниже. И несмотря на богатую комплектацию, в S40 сзади нет дефлекторов обдува. А в Джетте — есть.

 

Багажник у Volvo на 120 литров меньше, чем у Джетты. И это при том, что в Volvo под полом лежит «докатка», а в Джетте — полноразмерная «запаска». По ширине проема тоже выигрывает Volkswagen — крупные вещи сюда грузить сподручнее. Вдобавок крышка фольксвагеновского багажника поднимается сама на газовых пружинах — достаточно лишь нажать кнопку на брелоке. Наконец, Jetta радует «багажными» удобствами — откидными крючками и вместительным карманом, который поможет зафиксировать мелкие сумки. Чем ответит Volvo? Разве что хлипкой фанерной перегородкой, которой можно поделить багажный отсек на две части.

 

Что касается силовых агрегатов, то мы взяли на тест Volkswagen c двухлитровым мотором 2.0 FSI мощностью 150 л.с. и Volvo cо 170-сильным двигателем объемом 2,4 л. К сожалению, «трансмиссионного» паритета совсем не получилось: Jetta была с шестиступенчатой «механикой», а Volvo S40 — с пятиступенчатым «автоматом». Так что сравнивать разгонную динамику можно лишь c этой оговоркой.

 

Предельные возможности у обеих машин примерно одинаковы — и по динамике разгона, и по величине «максималки». Управлять разгоном Джетты — одно удовольствие. Передачи переключаются четко, двигатель тянет уже с 2000 об/мин, ряд передаточных чисел подобран удачно. А что Volvo? Мотор здесь тоже хорош, но пятиступенчатый «автомат» даже в ручном режиме работает неторопливо. Для спокойной езды по городу — то, что надо. Но во время обгонов на трассе Volvo заставляет нервничать: опускаться «вниз» при нажатии педали газа коробка не спешит. Хорошо хоть на старте «автомат» работает безупречно — при резком нажатии на акселератор S40 мгновенно срывается с места и даже может порадовать водителя легкой пробуксовкой передних колес.

 

Тормозят обе машины эффективно, антиблокировочные системы работают неплохо, на педалях — хорошее реактивное действие. Правда, по длине тормозного пути Volkswagen немного уступил Volvo, но мы списываем это на шины: Jetta была обута в экономичные покрышки Michelin Energy, главное достоинство которых — низкое сопротивление качению. А седан Volvo выступал на более спортивных и, заметим, более дорогих шинах Pirelli P7.

 

По управляемости гольф-платформа — одна из лучших в своем классе, и Jetta в очередной раз это подтвердила. Как приятно вести Volkswagen! Скоростные прямики, виражи любой крутизны — Джетте все по плечу. Быстрые и однозначные реакции, отменная цепкость в поворотах, прекрасная информативность электроусилителя руля — пожалуй, до сих пор лучшего среди «чисто электромеханических» устройств… Настораживает лишь склонность к заносу при сбросе газа в предельном повороте. Но стоит доплатить за систему стабилизации ESP — и заносов можно не бояться.

 

Volvo тоже управляется хорошо — шасси на основе платформы нового Фокуса настроено отлично, а руль в виражах даже «тяжелее», чем у Джетты. Но в поворотах рулевое управление Volvo менее информативно — усилие на баранке с увеличением угла поворота нарастает вяло. В результате машину чувствуешь хуже, особенно в самом начале маневра. Поэтому за рулем Volvo мы поначалу в поворотах осторожничали — и только потом понимали, что можно ехать гораздо быстрее. Не медленнее, чем на Джетте! Ну разве чуть-чуть, самую малость: «переставку», то есть имитацию объезда неожиданно возникшего препятствия, «сороковка» выполнила на меньшей скорости. И это — несмотря на низкопрофильные и более цепкие шины.

 

Впрочем, для большинства водителей это вообще несущественно. А вот наличие системы стабилизации DSTC — заметный плюс. Причем электроника не дремлет даже после ее формального отключения — при нажатии кнопки деактивации DSTС система допускает некоторые скольжения, но глубокие заносы пресекает уверенно.

 

И Volvo, и Volkswagen жестковаты. Если под колесами относительно гладкий асфальт, а на спидометре меньше 100 км/ч, то Volvo воспринимается как более комфортабельный автомобиль — тряски в салоне меньше, чем в Джетте, которая подробно повторяет профиль дороги. Но стоит разогнаться, и Jetta берет свое — подвеска здесь более энергоемкая, и потому кузов меньше раскачивается на неровностях. Даже с полной загрузкой, когда в салоне пятеро, Volkswagen отлично идет по разбитой дороге. А вот подвеска Volvo в таких условиях удары уже не держит — то и дело жестко срабатывают буферы сжатия.

 

Зато Jetta заметно шумнее. Тут и двигатель работает громче и жестче (при запуске издает резкие звуки, словно дизель), и шины шумнее — на любом покрытии салон наполняется неприятным гулом. Видимо, дело в недостаточной шумоизоляции арок и акустических параметрах кузова — словно он работает как рупор, резонансно усиливая дорожные шумы.

 

Вывод таков. Пусть Jetta не так красива, как Volvo, но она и практичнее, и для наших дорог приспособлена получше. Что важнее в рамках «малого бизнес-класса» — дизайн или функциональность? Если бы речь шла о массовых машинах, то ответ был бы однозначным — Volkswagen предпочтительнее. Но в случае с Джеттой и Volvo S40 дело другое — многим покупателям таких машин не нужен простор на заднем диване. Им нужен статус. Сознание того, что они выбрали компактный и дорогой автомобиль, хотя за те же деньги, $23000—40000, могли легко купить машину выше классом. Но — не столь престижную.

 

Так что Volvo S40 точно никогда на станет бестселлером — это «статусный» автомобиль. А вот Jetta… Если бы ее (предположим чисто теоретически) выпускали на планируемом сборочном заводе в Калуге с соответствующим снижением цен, то в России она бы точно стала популярной. Почему нет? Ведь Jetta — это, в конце концов, «Golf с отдельным багажником».

 

Что почем?

 

Седаны Volkswagen Jetta в среднем на $3000 дороже хэтчбеков Volkswagen Golf. Самая доступная Jetta 1.6 (102 л.с.) в комплектации Trendline (АБС, противобуксовочная система, шесть подушек безопасности, кондиционер, аудиоподготовка, центральный замок, электрические стеклоподъемники и зеркала) стоит $22909. Доплата за шестиступенчатый «автомат» — $2322. Цены на двухлитровые версии 2.0 FSI (150 л.с.) начинаются с $28901, на дизельные — от $27049 (1.9 TDI, 105 л.с.) или от $30206 (2.0 TDI, 140 л.с.). На машины с турбодизелем можно заказать роботизированную преселективную коробку DSG ($1800). Полноприводных версий 4Motion дилеры пока не предлагают.

 

Гарантия — 2 года без ограничения пробега.

 

Volvo S40 поставляется в Россию только с бензиновыми моторами, но гамма их заметно шире. С двигателем объемом 1,6 л (100 л.с.) Volvo S40 стоит столько же, сколько и базовая Jetta — $22900. Да и оснащение схожее. Правда, подушек всего четыре, зато уже «в базе» предлагается CD-аудиосистема. Пятиступенчатый «автомат» на Volvo дешевле — $1550. С двигателем 1,8 л (125 л.с.) и механической коробкой передач S40 стоит $25900. Следующий шаг — пятицилиндровые моторы объемом 2,4 л (140 или 170 л.с., $28900 или $30900 соответственно). У нас на тесте побывал богато оснащенный 170-сильный автомобиль за $49741. А на вершине гаммы — полноприводный седан S40 2.5T AWD с 220-сильным турбомотором за $43400.

 

Гарантия — 2 года или 100000 км пробега.

 

«Лосиный тест»

 

«Лосиный тест» успешно прошли оба седана. Но Jetta лучше приспособлена к подобным ситуациям — даже несмотря на отсутствие системы стабилизации, эксперт за рулем Фольксвагена смог развить более высокую скорость и без проблем справлялся с заносом при возвращении на свою полосу движения. «Случайные» заезды, в которых четыре водителя пытались выполнить объезд на скорости 65 км/ч с первого раза, тоже прошли успешнее — ошибся только один человек.

 

А в Volvo эксперты посетовали на нехватку информативности рулевого управления — точно работать рулем здесь сложнее. Кроме того, даже работающая система DSTC иногда не помогала удержать машину в пределах полосы из-за глубоких заносов. А в «случайных» заездах ошиблись уже двое водителей из четырех.

 

Александр ДИВАКОВ, Олег РАСТЕГАЕВ

Фото Степана Шумахера

Журнал "Авторевю"

 


Еще тесты:

 

Volvo S40

BMW 320, Volvo S40 - СПОРТ И ДИНАМИКА

Volvo S40, Volkswagen Jetta - МАЛЫЙ БИЗНЕС

Audi A4, Volvo S40, BMW 3-series, Mercedes-Benz C-klasse - NOBLESSE OBLIGE

Volvo S40, Volvo V50 T5 AWD - МАЛЕНЬКИЙ И УДАЛЕНЬКИЙ

 

Volkswagen Jetta

Volkswagen Jetta, Skoda Octavia - ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ