ПЯТЬ ПРИЧИН

Тест BMW X3, Lexus RX 350, Nissan Murano, Subaru Tribeca

Почему люди все охотнее покупают так называемые кроссоверы? Потому что, как завывал известный певец дельфинов и русалок Игорь Николаев, «у меня на это пять причин». Кроссоверы не менее престижны, чем большие седаны бизнес-класса, — это раз. Они тоже позволяют с комфортом усесться в салоне впятером — это два. Перевозить в них спортинвентарь можно как в универсалах — это три. Высокая посадка облегчает маневрирование в потоке и дает чувство защищенности — это четыре. И наконец, повышенная проходимость — это пять.

 

Итак, у нас есть пять причин купить кроссовер. Но какой именно — BMW X3 3.0si, Lexus RX 350, Nissan Murano или Subaru Tribeca?

 

Красивы все они без исключения: и солидный Lexus, и «улыбающийся» фальшрадиаторной решеткой Nissan Murano… Но Subaru Tribeca — самая яркая, если не сказать вычурная, машина. Бывший шеф-дизайнер Subaru Андреас Запатинас уверял, что передок со встроенной трапецией должен символизировать связь с авиационным прошлым марки. Но выражает это лицо скорее связь с природой: Tribeca — этакий носорог. Внушительный, но добродушный.

 

А вот BMW X3 после увеличения «ноздрей» фальшрадиаторной решетки хоть и стал больше похож на BMW X5, но выглядит все-таки странновато. Неестественно изогнутые бока, «состыкованная» оптика… Эксперименты команды Кристофера Бэнгла.

 

Зато интерьер у X3 классический. Даже консоль хоть немного, но все же развернута к водителю. Отделка безупречна, водительское кресло — оптимум во всем, кроме отсутствия регулировки поясничного подпора. Пухлый кожаный руль ложится в руки, все кнопки и рычажки — там, где нужно…

 

Но интерьер Subaru с водительской точки зрения еще интереснее! Растекшаяся по салону передняя панель словно обнимает седоков, вытягивая свои «крылья» по центральному тоннелю и дверям, а человека за рулем «обтекает» еще и щиток приборов. При включении зажигания красное свечение на дне приборных колодцев завораживает: стрелки совершают магический тестовый взмах до упора и обратно. Это Subaru!

 

Жаль, сидеть не так удобно, как в BMW: мягкое кресло неплохо распределяет нагрузку, но профиль плоской спинки подкачал. Рулевая колонка регулируется только по высоте, а центральный интерактивный дисплей, на который помимо прочей информации выводится картинка с камеры заднего вида, расположен далековато от водителя — к нему приходится тянуться. Зато раздельный климат-контроль удивил оригинальными «качающимися» рукоятками. По форме они напоминают детали игрушек-трансформеров, а в центре у них — дисплеи, на которых отображаются заданные температура и направления потоков. Свежо и функционально.

 

Претендует на «водительскую» ориентацию и интерьер Murano. Выдвинутая вперед центральная консоль, комбинация приборов в духе спорткупе 350Z… Но сделано тут все на порядок проще, чем в BMW и Subaru. Мелковатые приборы со скучными желтыми шкалами, примитивная графика монохромного дисплея бортового компьютера. Управлять им неудобно, особенно невысоким водителям, — кнопки на торце центральной консоли смотрят в небо. Передние кресла слишком «свободные» и мягкие, рулевая колонка регулируется только по высоте, на американский манер качаясь на коротком плече и сильно меняя при этом угол наклона. Но удобно усесться помогает регулируемый педальный узел — опять-таки чисто американская особенность.

 

Интересно, что когда три с половиной года назад мы испытывали «серый» Murano (см. АР №17, 2003), то у него и клавиши с джойстиком располагались по-людски, и климат-контроль был не «монофоническим», а двухзонным. Но в ходе адаптации Murano к европейскому рынку ниссановцам из-за более жестких требований к травмобезопасности интерьера пришлось изменить конструкцию рулевой колонки, приборной панели и даже перчаточного ящика!

 

Lexus тоже сделан прежде всего для Америки, но простотой тут не пахнет — кожано-деревянный интерьер буквально источает респектабельность. Даже мягкий пластик «двухэтажной» передней панели можно принять за кожу. А особенно радуют глаз три колодца приборов с оптитронными шкалами. Обитое нежной кожей водительское кресло распределяет нагрузку ничуть не хуже сиденья BMW — разве что боковой поддержки меньше. Зато есть регулируемый в широком диапазоне поясничный подпор.

 

Итак, сидеть за рулем лучше всего в BMW и Лексусе. А сзади?

 

Тут BMW X3 проигрывает конкурентам вчистую: узкий дверной проем и декоративная подножка, которую приходится перепрыгивать, чтобы не испачкать брюки, затрудняют вход-выход. Заднее сиденье лишено регулировок, ступням тесно, а центральный тоннель просто огромен. Разве что подлокотники и дверные ручки удались.

 

Lexus и Subaru — середнячки. В обоих просторнее, чем в BMW. Но в Лексусе низковато расположена подушка сиденья, а на головы крайних пассажиров «давят» скаты крыши. В Subaru из-за низко расположенной подушки тоже сидишь с задранными коленями. Зато у дивана — и продольная регулировка, и наклоняемые спинки.

 

А лучше всех Nissan Murano. Свободный вход, удобные сиденья с регулируемыми по углу наклона частями спинки — и простор. Даже втроем не тесно. Единственный минус — маленький, свисающий центральный подлокотник.

 

Нужно перевезти сумки или велосипеды? Здесь лидер — Lexus. У него просторный, легко трансформируемый багажник с наиболее ровным полом и электроприводом крышки (эта опция недоступна лишь для базовой версии Comfort). Багажники Ниссана и Subaru не менее вместительны, причем сложенное сиденье Murano открывает самый широкий проем, а у Subaru, как и у Лексуса, сдвижное заднее сиденье. У BMW — скромный по объему багажник и ограниченные жестко закрепленными боковинами заднего дивана возможности трансформации. Единственная радость — наименьшая погрузочная высота.

 

Под капотами всех кроссоверов — шестицилиндровые моторы. Но если у RX 350 (276 л.с.) и Murano (234 л.с.) это двигатели V6, то у BMW (272 л.с.) цилиндры биметаллического блока традиционно располагаются в ряд, а у Subaru (245 л.с.) — оппозитно. Единство и борьба противоположностей!

 

С трансмиссиями — схожая ситуация. Все четыре кроссовера, конечно, полноприводные и «автоматические». Но только Lexus RX 350 и Subaru Tribeca имеют настоящий постоянный полный привод с самоблокирующимся межосевым дифференциалом (у Лексуса — со встроенной в него вискомуфтой, у Subaru — с электронноуправляемой муфтой). А вот у BMW X3 и Murano «постоянно ведущая» лишь одна ось. Привод на вторую ось подключается автоматически: у BMW с помощью муфты в «раздатке» электроника подает часть крутящего момента на передок, а у Murano схожим образом вступают в действие задние колеса.

 

И еще одно «противоположное» отличие Murano: если у других «автоматы», то у него бесступенчатая трансмиссия — клиноременный вариатор X-Tronic CVT (Continuously Variable Transmission).

 

А кто быстрее?

 

Правильно — тот, кто мощнее! То есть BMW и Lexus.

 

Они разгоняются напористо, причем ноздря в ноздрю. Но в рваном ритме города удобнее управлять тягой… Нет, не угадали — не BMW. На этот раз «икс-третий» неприятно удивил перетяжеленной педалью газа и нелогичной, весьма жесткой работой «автомата». BMW реагирует на частичное нажатие педали нервно. Но топнешь как следует — и Х3 азартно прыгает вперед.

 

А вот Lexus RX 350 следует за акселератором словно нитка за иголкой: просто, понятно, легко. И работа «автомата» нам понравилась больше, хотя и он иногда допускает жестковатые переходы вверх-вниз.

 

А хочешь ехать активнее, коробку можно перевести в спортивный режим — по сути, электроника будет держать на одну передачу ниже. Причем в ручном режиме Lexus способен держать передачу, «упираясь» мотором в ограничитель оборотов. А BMW в такой ситуации автоматически переходит на ступень вверх.

 

Nissan и Subaru отстают от BMW и Лексуса — они тяжелее, а их моторы слабее. У Murano ощущение динамики смазывается еще и из-за наибольшей «задумчивости» акселератора. Причем, чтобы выжать длинноходную педаль «в пол», водителю приходится «тянуть носок», а на холостых оборотах педаль неприятно зудит.

 

Зато вариатор — это все-таки вещь. Если бы не «ленивый» акселератор, Ниссану не было бы равных по удобству управления тягой. Причем в штатных режимах двигатель набирает обороты постепенно, а потому Murano избавлен и от характерного «вариаторного» завывания на одной ноте.

 

Tribeca еще тяжелее, чем Murano. Вдобавок акселератор тут тоже задемпфирован, а «автомат» огорчает задержками при переключениях — как у BMW X3. Причем спортивный режим коробки практически ничего не дает.

 

Расклад по управляемости? Здесь лидер — BMW. Но, как говорится в известном анекдоте, есть нюансы.

 

Острые, точные реакции на повороты руля, плотная подвеска, минимальные крены — на ровном покрытии Х3 пишет виражи каллиграфическим почерком. Однако если под колесами неровности, ситуация меняется: BMW повторяет профиль дороги и из-за диагональной раскачки немного отклоняется от траектории в поворотах, а реактивное действие на руле снижается. Причем система стабилизации поощряет скольжения — она начнет гасить занос, только если дать ей сигнал корректирующим контрвыпадом руля. Азартная управляемость!

 

Другое дело — Lexus. Его система курсовой устойчивости реагирует на малейшее скольжение колес любой из осей: безопасность превыше всего. На скоростной прямой RX 350 стоит увереннее «икс-третьего», меньше реагируя на колеи и волны покрытия. Его реакции спокойнее, реактивное усилие на руле неплохое… Приятно вести Lexus! Но — только если не предпринимать активных маневров. Если захочешь перестроиться порезче, то RX 350 начинает опережающе крениться, обратная связь вмиг пропадает. А в экстренной ситуации, когда баранку нужно вращать очень быстро, этому мешает ступенька по усилию.

 

Словом, Lexus хоть и не рассчитан на раллийную манеру вождения, зато отлично приспособлен к российским реалиям. А BMW X3, даже прыгая по колдобинам, остается более «заводным» автомобилем.

 

А что Murano и Tribeca?

 

Murano отменно держит прямую. Его реакции при перестроениях довольно ленивы, но точны и однозначны, а крены невелики. Зато в крутом повороте Nissan упрямится — чуть переборщишь со скоростью, и машина уезжает хромированным передком наружу поворота. А система стабилизации молчит. Причем «перекрутить» руль и усугубить ситуацию — проще простого: хорошей обратной связью Murano не балует. Еще минус — ступенька по усилию при быстром вращении баранки.

 

Словом, далеко не спортивное поведение…

 

А вот на Subaru можно и погонять. Причем Tribeca, не уступая Лексусу в прямолинейной стабильности, обладает быстрыми, точными реакциями и отличным реактивным действием на руле — почти как у BMW. В крутые повороты Tribeca заныривает охотнее Лексуса и Ниссана — «в пределе» скользит сначала передними, потом всеми четырьмя, а затем задними колесами. Но здесь тут как тут система стабилизации. Причем руль у Subaru при быстром вращении не «прикусывает», а крены хоть и больше, чем у BMW Х3, но меньше, чем у Лексуса и Ниссана.

 

С тормозами у всех порядок. Но лучше всех BMW, а меньше всего понравился Nissan — педаль тут слишком податлива, и дозировать замедление сложнее. Да и АБС срабатывает грубовато.

 

А вот по плавности хода BMW проигрывает всем — вот она, расплата за эталонную управляемость на гладком асфальте! Жесткая подвеска «глотает» только мелкие неровности, а на средние и крупные отзывается серьезными встрясками и гулкими ударами. При этом «икс-третий» подробно, словно заучивая наизусть, повторяет профиль дороги — и вдоль, и поперек.

 

Но и Tribeca, которая тоже понравилась нам по управляемости, не очень «плавна» — подвеска тут переносит дорожные невзгоды чуть мягче, но громко и расхлябанно.

 

Зато Lexus… Он достался нам в богатой комплектации с пневмоподвеской. На дороге RX 350 — сама собранность. Чувствуется, что подвеска жестковата, однако она успешно скругляет неровности от мала до велика, и Lexus непоколебимо «плывет» по волнам покрытия.

 

Но Nissan Murano с обычной пружинной подвеской плавнее. Он одинаково невозмутимо преодолевает крупные неровности, «мелочовку» и асфальтовые волны. Его безоговорочному лидерству мешает только то, что подвеска «глотает» неровности без ощутимого запаса энергоемкости, а на высокой скорости иногда допускает повторные колебания кузова.

 

Но для полного комфорта Nissan шумноват — гудят шины, шуршит за окнами набегающий воздух. «Акустика» Subaru — на уровне Murano: разве что здесь солируют шины и мотор. В BMW этот дуэт дополнен аэродинамическими шумами от наружных зеркал. А самый «тихий» автомобиль — Lexus. Не зря в ходе обновления японцы «глушили» моторный отсек и покрывали специальной противошумной пленкой лобовое стекло.

 

Что с проходимостью?

 

Здесь лидер — Lexus RX 350 с его регулируемой пневмоподвеской. Понятно, что в случае с подобными кроссоверами о серьезном бездорожье речи идти не может. Но даже в среднем, нормальном положении пневмоподвески (с клиренсом 190 мм) Lexus проезжал по снежной целине ходом и легко взбирался на крутой косогор.

 

Остальная троица тоже не прочь пробить колею в неглубоком снегу. Но BMW с его просветом в 190 мм немного уступает Лексусу по реализации тяги — чаще «хрустит» тормозами и преодолевает крутые косогоры с меньшими зазорами между землей и порогами. А Tribeca (клиренс — 183 мм) так и норовила оторвать низкий «фартук» переднего бампера — из-за длинного переднего свеса. Наконец, Murano с самым скромным дорожным просветом (155 мм) то и дело цеплял за грунт днищем и даже с принудительно заблокированной муфтой заднего привода вовсю «хрустел» тормозами и «душил» двигатель: так электроника предупреждает перегрев вариатора.

 

Суммируем «пять причин» купить один из наших четырех кроссоверов. И понимаем, что…

 

Да, победитель по сумме экспертных оценок — Lexus RX 350. Отлично сбалансированный, комфортный, приятный и самый простой в управлении. Но при этом и самый дорогой — например, его нынешний соперник, BMW X3 3.0si, «в базе» почти на $3000 дешевле — правда, в простейшей комплектации с тканевым салоном. Однако в нашем тесте «икс-третий» занял только третье место — он дарит «драйверское» счастье, но в ущерб комфорту, да и салон тесноват.

 

Второе место мы отдали Subaru — за смелый дизайн, удобный салон и хорошие «драйверские» навыки. Кстати, Tribeca заметно доступнее Лексуса. Соотношение цены и «количества с качеством» отменное!

 

А замыкает квартет Nissan Murano. Он не может похвастаться выверенной эргономикой, отточенной управляемостью, хорошим акустическим комфортом или действительно повышенной проходимостью. Зато обладает самой комфортной подвеской, самым вместительным салоном, самой «вариаторной» трансмиссией и самой привлекательной ценой — $57490.

 

Максимум безопасности

 

Все четыре кроссовера богато оснащены системами активной и пассивной безопасности. В стандартном оснащении — АБС, системы стабилизации и распределения тормозных сил, а также система Brake assist, «дожимающая» педаль тормоза в экстренной ситуации. В салоне у всех по две фронтальные и две боковые подушки безопасности плюс боковые «занавески». На Lexus, кроме того, устанавливается коленная подушка безопасности для водителя. Крепления детских кресел Isofix предусмотрены на всех машинах.

 

BMW X3 не был на «ударных» испытаниях ни одной независимой организации, зато японско-американское трио подверглось испытаниям по правилам американского Управления по дорожной безопасности (NHTSA) — с лобовым ударом в бетонную стену на скорости 56 км/ч и боковым краш-тестом под косым углом на скорости 62 км/ч. Все три кроссовера выдержали эти испытания отлично, разве что Lexus чуть уступил конкурентам в защите пассажира при лобовом столкновении — четыре звезды из пяти.

 

Что почем?

 

Nissan Murano — самый доступный в нашем квартете. За $57490* предлагается автомобиль с бензиновым двигателем 3.5 V6 (234 л.с.), клиноременным вариатором X-Tronic CVT, шестью подушками безопасности, электропакетом, климат-контролем, кожаной отделкой салона,

 

аудиосистемой Bose, биксеноновыми фарами и люком в крыше. Других вариантов нет, на выбор — только цвета. Автомобили есть в наличии у дилеров и продаются без очередей.

 

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Nissan занимаются 35 дилеров в 20 городах России.

 

Subaru Tribeca тоже представлена в России в единственной комплектации Luxury. Двигатель — шестицилиндровый «боксер» объемом 3,0 л (245 л.с.), коробка — пятиступенчатый «автомат». Шесть подушек безопасности, аудиосистема с CD-чейнджером, кожаный салон, климат-контроль, электропакет, люк в крыше, подогрев зеркал и передних сидений. За все — $60450. Но по заказу можно установить комплект из DVD-системы для зад­них пассажиров и камеры заднего вида — плюс $3370. Заказанный автомобиль придется ждать пять-шесть месяцев.

 

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Subaru занимаются 28 дилеров в 22 городах России.

 

Lexus RX 350 в начальной, но весьма богатой комплектации Comfort (девять подушек безопасности, кожаный салон с деревянными вставками, электропакет, климат-контроль, магнитола с CD-чейнд­жером, подогрев передних сидений и зеркал, ксеноновые фары) предлагается за $65360. Автомобиль с пневмоподвеской и адаптивным освещением дороже на $6000, а топ-версия Premium с люком в крыше оценивается в $73940. Гибридная версия RX 400h (270 «бензоэлектрических» сил) дороже — $80060. Но пока еще можно сэкономить до $3100 на покупке автомобиля 2006 года выпуска, которые есть в наличии у дилеров. Свежий Lexus RX придется ждать три-четыре месяца.

 

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Lexus занимаются 7 дилеров в 4 городах России.

 

BMW X3 с двигателем 3.0si (272 л.с.) и шестиступенчатым «автоматом» в начальной комплектации заметно дешевле «базового» Лексуса, но и оснащен беднее ($62900). А в комплектации Business (шесть подушек безопасности, кожаный салон, кондиционер, электропакет, передние сиденья с обогревом, CD-магнитола, датчики света и дождя, биксеноновые фары) X3 предлагается уже за $69200. Исполнение Luxury, которое включает панорамную стеклянную крышу, деревянные вставки в салоне, фары с функцией бокового освещения, CD-чейнджер и аудиосистему hi-fi, удорожает кроссовер еще на $9430. Но есть и более доступные модификации: например, X3 с бензиновым двигателем 2.0 (150 л.с.) и «механикой» можно купить уже за $52050, а с турбодизелем того же объема и мощности — за $54630. Цены на X3 с бензиновым мотором 2.5si (218 л.с.) и «автоматом» начинаются от $61090, на версию с трехлитровым турбодизелем (218 л.с.) — от $70650. Срок поставки автомобиля на заказ — от трех до четырех месяцев, но некоторые версии есть и в наличии.

 

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Продажей автомобилей BMW занимаются 40 дилеров в 27 городах России.

 

* Цены указаны из расчета $1=26,57 руб. и 1 евро=34,32 руб. с учетом дилерской комиссии и внутреннего курса компаний. Дилеры BMW и Ниссана рассчитывают цены по официальному курсу ЦБ, а продавцы автомобилей Subaru и Lexus прибавляют у нему 1%.

 

Александр ДИВАКОВ, Павел КАРИН

фото Степана ШУМАХЕРА

Журнал "Авторевю"