В ПОДДЕРЖКУ РОЖДАЕМОСТИ

Ford S-max, Mazda5, Mitsubishi Grandis, Opel Zafira, Renault Grand Scenic

Все сходится. Не то чтобы беби-бум, но все же воспроизводимся! По крайней мере в крупных городах. В Москве, например, в прошлом году увидели свет на треть больше детей, чем пять лет назад! И два-три чада в семье — почти норма. А судя по темпам роста продаж самых что ни на есть семейных автомобилей, минивэнов, горожанам хватает средств не только на квартплату и уход за цветами жизни. В 2003 году Renault Scenic, тогдашний лидер среди компактвэнов, разошелся тиражом 1516 автомобилей. В 2004 году уже новый лидер, Ford Focus C-Max, показал результат 2926 автомобилей, а год спустя все тот же С-Max уже лидировал с результатом 4717 машин. За три года — трехкратный рост! Тенденция, однако…

 

А какой автомобиль захватит лидерство в ближайшее время? В семействе минивэнов две яркие новинки — Mazda 5 и Ford S-Max. Мы сравним их не только друг с другом (кстати, оба автомобиля построены на одинаковой платформе), но и с основными конкурентами: Renault Grand Scenic, Opel Zafira и Mitsubishi Grandis.Ford S-max

 

Понятно, что семейный автомобиль в первую очередь должен понравиться лучшей половине. Но если эта лучшая половина настолько хороша, что даже готова считаться с мнением худшей половины, то смеем предположить, что мужчины положат взгляд на Ford S-Max. Раздутые арки, граненые фары, высоко поднятые «противотуманки»… Да посмотрите на эти «жабры»! Акула! Эти «жабры» наверняка помогают дышать мощному двигателю, а те, что в переднем бампере, — охлаждают тормоза. Ну-ка, глянем… Сплошная бутафория! Но все равно — класс!

 

А в Мазде — никакой агрессии и никакой бутафории. Вытянутый кузов с небольшой площадью бокового остекления выглядит даже тяжеловато… Зато, в отличие от Форда, здесь, на радость задним пассажирам, сдвижные двери. Ниспадающая линия крыши и высокие задние фонари делают Мазду похожей на элегантный Mitsubishi Grandis, сменивший в 2003 году угловатый Mazda5Space Wagon. Пожалуй, Grandis даже привлекательнее, чем Opel Zafira и Renault Grand Scenic.

 

Три автомобиля из пяти имеют дополнительный ряд сидений и номинально могут взять на борт семь человек, включая водителя. Но всемером далеко не уедешь — хотя бы потому, что места для багажа уже, считай, не осталось. В Мазде, например, всего 112 литров — меньше, чем в Porsche 911! Да и без багажа всемером несладко: сиденья третьего ряда откровенно детские — даже при росте 175 см там тесно. Но если хочется всемером, то предпочтительнее Opel: на третьем ряду чуть удобнее.

 

С Форда взятки гладки — он пятиместный, а третий ряд сидений — «отложенная» опция, которая на момент проведения теста была недоступна.Mitsubishi Grandis

 

Единственный в нашей команде автомобиль с полноценными (хотя тоже складными) сиденьями третьего ряда — Mitsubishi Grandis. В наши руки попала более дорогая шестиместная версия, причем все шесть ездоков могут смело отправляться и в дальнюю дорогу. Cпинки всех кресел регулируются по углу наклона, а на потолке — индивидуальные плафоны освещения и дефлекторы обдува. Для пассажиров — лучший вариант!

 

Что касается пассажирской ипостаси остальных автомобилей, то выделить лидера сложно. Сдвижные двери Мазды облегчают посадку. Ford и Renault лучше приспособлены для перевозки пяти пассажиров: во втором ряду все сиденья раздельные, с индивидуальными регулировками, так что три человека окружены большим комфортом, чем в Мазде. А Opel Renault Grand Scenicотстает: на среднем ряду теснее, а пассажиры вынуждены сидеть на одной линии — диван хоть и может перемещаться вперед-назад, но только целиком.

 

Конечно, дополнительный ряд сидений — это хорошо. Но пользуются им куда реже, чем багажником. А потому заглянем в багажные отсеки при сложенных сиденьях третьего ряда. Больше всего места в багажнике Грандиса, почти столько же — в пятиместном Форде. За ними — Opel, причем распластанные по полу сиденья третьего ряда почти не съедают полезный объем. В Renault теснее, да и проем пятой двери узковат. А самый скромный багажник в Мазде — 426 литров.

 

А что с «запасками»? Полноценное колесо мы обнаружили только в Опеле, еще в трех автомобилях — Opel Zafiraузенькие докатки (не быстрее 80 км/ч), но случись проколоть колесо на Форде, и остается рассчитывать только на ремкомплект — компрессор и баллончик с герметиком. Это спасет от мелкого прокола, но в случае более серьезного повреждения до ближайшего шиномонтажа придется добираться на попутке.

 

Но если все колеса в порядке, то… Сел — и поехал? Э, нет. Так можно сказать про любой автомобиль из нашей пятерки, но только не про Форд! Сначала сел, потом обалдел, потом перевел дыхание — и только затем поехал. Мягким пластиком покрыта не только верхняя, но и нижняя часть передней панели, вставки «под алюминий» украшают руль и центральную консоль… Дорого и стильно! А еще — удобно!

 

Руль, педали, четко работающий механизм переключения передач — все на высоте! Сиденье радует электрорегулировками и удачным профилем. А уж когда на дисплее появились русские слова…

 

 Ford S-maxFord S-max

Ford S-maxFord S-maxFord S-maxFord S-max

 

Mazda 5 скромнее: материалы попроще, зато можно отпирать двери и заводить двигатель, не вынимая электронную карточку-ключ из кармана. В остальном Mazda традиционна. Если водитель ростом до 190 см, то за рулем ему удобно: словно это не минивэн, а обычный седан Mazda 6.

 

Mitsubishi Grandis — это грандиозная передняя панель с полукруглым утесом центральной консоли. Формы — залюбуешься, а материалы подкачали. Почему обод руля отделан темным деревом, а консоль и двери — светлым? Причем не деревом, а каким-то ламинатом? Качество пластиковых деталей тоже оставляет желать лучшего. Зато приборы — красота: белые цифры на синих циферблатах что звезды на ночном небе. И нет сомнений, что управляешь минивэном: высокая посадка, огромная передняя панель, а простор вокруг сидений таков, что можно легко пересаживаться на любое из пассажирских мест.

 

Mitsubishi GrandisMitsubishi Grandis

Mitsubishi GrandisMitsubishi GrandisMitsubishi GrandisMitsubishi Grandis

 

Opel теснее; подобно Мазде, он напоминает седан, причем спортивный седан: кресла — с наиболее выраженной боковой поддержкой. Да и небольшой руль явно располагает к спортивной езде. А оформление передней панели в стиле техно — на любителя. К ручному тормозу в виде скобы мы привыкли быстро, но к подрулевым переключателям с нефиксированными положениями так и не приспособились — то «недовключил», то «перевключил». Дурацкое решение.

 

Renault Grand ScenicRenault Grand Scenic

Renault Grand ScenicRenault Grand ScenicRenault Grand ScenicRenault Grand Scenic

 

У Renault другая напасть — плохо читаемые приборы. На узеньком дисплее в центре передней панели хорошо видны только крупные цифры скорости, но остальная информация выдается столь мелкими символами, что водителю приходится надолго отвлекаться от дороги. Есть проблемы с посадкой: диапазоны регулировок руля и сиденья ограничены — перед покупкой нужно обязательно «примерить» автомобиль! А если «примерка» пройдет успешно, то Grand Scenic порадует светлым, воздушным салоном, огромным «бардачком» и массой ящичков под мелкие вещи. А чтобы поглядывать за приплодом, под основным зеркалом заднего вида есть еще одно — в него хорошо видны сиденья второго ряда.

 

Mazda5 Mazda5

Mazda5Mazda5Mazda5Mazda5

 

Renault и Mitsubishi оснащены «автоматами», остальные — механическими коробками передач. Моторы тоже разные, хотя разброс по мощности невелик — от 136 л.с. у Гранд Сценика до 165 л.с. у Грандиса. И только Ford S-Max выпадает из обоймы — его заимствованный у «горячего» хэтчбека Focus ST двигатель с турбонаддувом развивает аж 220 л.с. Вне зачета? Но когда мы узнали цену автомобиля, сомнения развеялись. В базовой комплектации Ford S-Max 2.5 turbo стоит $28140. В то время как двухлитровая Mazda 5 (145 л.с.) стоит минимум $26400, а Renault Grand Scenic (136 л.с.) — $30699. Кто же откажется от гораздо более мощного мотора за те же деньги? Мы не отказались.

 

Opel Zafira

Opel ZafiraOpel ZafiraOpel Zafira

 

До сотни Ford S-Max разгоняется за 8 секунд и легко набирает 220 км/ч. Даже для напряженных обгонов достаточно половины хода педали газа, а уж если «в пол»… Да это же спортивное купе! И по городу без проблем: двигатель отлично ведет себя на малых оборотах! Но для минивэна слишком велико усилие на педали сцепления.

 

Понятно, что за Фордом не угнаться никому. Но с точки зрения удобства управления разгоном хороша Mazda 5. Механизм переключения передач не хуже фордовского, передаточные числа подобраны со вкусом, а готовый раскручиваться до 7200 об/мин двухлитровый мотор обеспечивает убедительный, напористый разгон.

 

Результаты измерений

 

Те, для кого лидерство в транспортном потоке не главное, без сожаления променяют азартный разгон Мазды на комфортное ускорение Грандиса с его четырехступенчатым «автоматом». Конечно, Grandis отстает и от Мазды, и даже от Опеля. И виноват в этом не только «автомат»: Grandis почти на 300 кг тяжелее, чем Grand Scenic.

 

Результаты измерений

 

Но насколько же приятнее ездить на тяжелом Грандисе, чем на Renault! Не беда, что французский автомобиль проигрывает в мощности, беда в том, что он проигрывает в удобстве управления этой мощностью! «Автомат» раздражает запаздываниями и рывками при смене передач, команду kick-down выполняет через силу — давишь на рубль, а разгон на копейку. А ведь «автомат» здесь адаптивный: пару раз утопил педаль газа — и мотору будет позволено раскручиваться на каждой передаче до более высоких оборотов и активнее помогать тормозам при замедлении. Увы, это лишь грубая имитация спортивного стиля. Неудобно.

 

Ford S-maxБудь в нашем тесте Zafira с двухлитровым турбомотором (200 л.с.), она бы вполне могла потягаться с Фордом. Но такой автомобиль стоил бы как минимум $31390, более чем на $3000 дороже Форда! Впрочем, и с мотором объемом 1,8 л Opel разгоняется неплохо. Не так азартно, как Mazda 5, не так ровно, как Grandis, но проблем с динамикой нет. Мотор ровно крутится до 6500 об/мин, передаточные числа в коробке подобраны неплохо. Единственная проблема — тугой механизм выбора передач.

 

Тормоза всех пяти автомобилей обеспечивают стабильное, хорошо прогнозируемое замедление, да и замеры не выявили существенной разницы. Насторожила лишь Mazda: при повторных замерах появились признаки перегрева — тормозной путь ощутимо увеличился.

 

Что главное в управляемости минивэнов? Правильно, надежность и безопасность. Самой понятной, самой прозрачной оказалась Mazda 5, и не в последнюю очередь благодаря прекрасно настроенному электрогидравлическому усилителю. А в сложной ситуации подстрахует система стабилизации. Прекрасное сочетание азарта и безопасности!

Mitsubishi Grandis 

Хорош и Opel. С той оговоркой, что в поворотах он чуть сильнее кренится и слишком активно реагирует на сброс газа, проявляя склонность к заносу.

 

Ford S-Max настроен по-боевому: высокая чувствительность рулевого управления, быстрые и четкие реакции, минимальные крены… Мчать бы на таком по ровным немецким дорогам! Но колеи и прочие неровности наших трасс вызывают траекторные отклонения — не расслабишься! С другой стороны, много ли среди водителей минивэнов найдется тех, кто будет с упоением смаковать отточенную управляемость? Уж никак не больше тех, кому будет не хватать системы стабилизации, которая, увы, предлагается только за доплату.

 

Mitsubishi Grandis — вот пример отлично сбалансированного автомобиля. Плавный, комфортный разгон и такие же мягкие реакции на управляющие действия. Невысокая чувствительность рулевого управления хоть и не имеет ничего общего со спортивностью, зато на прямой можно расслабиться: автомобиль практически не реагирует на неровности! А в случае грубых ошибок подстрахует неотключаемая система стабилизации. Азарта нет — сплошная безопасность!

 

Renault Grand ScenicХарактер управляемости Renault неоднозначен. С одной стороны, автомобиль уверенно держит прямую, охотно ныряет в повороты, хорошо стоит на дуге. Но из-за плохой обратной связи «по рулю» водителю неуютно: электроусилитель явно требует доводки. А вот подвеске доводка не нужна: мелкие неровности Grand Scenic вообще не замечает, а на волне если и покачивается, то с небольшой амплитудой, да и то лишь на высокой скорости. Правда, с шестью пассажирами на борту склонность к раскачке увеличивается, а подвеска порой даже «замыкается». И все равно Renault Grand Scenic — самый комфортный. И самый тихий.

 

Grandis тоже комфортный, хотя и проигрывает Renault: Grandis так же мягко стелет, но порой ощутимы вибрации неподрессоренных масс. И в салоне немного шумнее — в основном из-за шин.

 

Mazda5Чуть менее комфортен Opel. Плавность хода — как и у Грандиса, но больше вибраций и шумов. Если в Грандисе о работе мотора напоминает только стрелка тахометра, то в Зафире уже чувствуется легкая вибрация и слышен приглушенный рокот.

 

Подвеска Мазды чуть жестче, а замыкает рейтинг комфорта Ford S-Max: самая жесткая подвеска. Зато даже с полной нагрузкой, даже на неровной дороге — никакой раскачки!

 

Результаты испытаний подводят к тому, что пятерку минивэнов неплохо бы разбить на две группы. В первой — Mitsubishi Grandis, Renault Grand Scenic и Opel Zafira. Это автомобили, в которых и водитель, и пассажиры находятся примерно в равных условиях. Причем приоритеты скорее в пользу пассажиров. А Mazda 5 и Ford S-Max — эти в большей степени для водителя. Водителя, который даже за рулем семейной машины может упиваться процессом управления. Наш фаворит в первой группе — Mitsubishi Grandis, а во второй — Ford S-Max.

 

Opel ZafiraP.S. Когда материал уже готовился к печати, нам удалось поездить и на двухлитровой версии минивэна Ford S-Max. Не только поездить, но и провести ряд замеров, результаты которых представлены в таблицах. Конечно, с двухлитровым мотором S-Max не столь азартен, но управлять разгоном не менее удобно — педали и механизм переключения передач работают так же четко, а по динамике разгона, несмотря на «общий» 145-сильный мотор, Ford проигрывает Мазде: просто Ford тяжелее. Уровень оснащения такой же богатый, как и у автомобиля с турбомотором (для двухлитровой версии доступны такие опции, как вентилируемые кожаные сиденья, панорамная крыша и ксеноновые фары). Со всем этим оборудованием двухлитровый S-Max стоит $34550, то есть всего на $1880 дешевле, чем его столь же богато упакованная «заряженная» версия 2.5 turbo. Так стоит ли экономить, лишая себя удовольствия от турбоускорений?

 

«Лосиный тест»

 

Имитируя аварийную ситуацию, связанную с объездом внезапно возникшего препятствия («лосиный тест»), мы стараемся не только определить максимально возможную скорость выполнения маневра, но и полнее оценить надежность взаимосвязей в цепочке «водитель-автомобиль-дорога». Поэтому маневр выполняется в два этапа. Сначала несколько водителей (как правило, их пять, но в данном случае — четверо), уже привыкших к реакциям автомобилей в штатных режимах, совершают один-единственный заезд на скорости 65 км/час. Кому-то удается выполнить маневр чисто, а кому-то — нет. Соотношение «успешных» и «неуспешных» заездов позволяет оценить степень взаимопонимания между водителем и автомобилем в экстремальной ситуации и вероятность избежать аварии. Затем за руль садится испытатель — и методом «последовательных приближений» определяет предельную скорость выполнения маневра, попутно отмечая причины, не позволяющие пройти траекторию еще быстрее.

 

 

Самым понятным и быстрым оказался Opel. Все четверо водителей смогли с первой попытки объехать воображаемого лося, а максимальная скорость выполнения маневра составила 76,3 км/ч. Увеличить скорость помешала склонность к заносу: коррекция требовала от водителя молниеносных реакций.

 

На втором месте — Mazda 5: 75,3 км/ч. Как и Opel, Mazda дольше, чем хотелось бы, зависает в заносе, что требует очень быстрого вращения руля. Но при быстром вращении возникает ступенька по усилию — руль как бы подклинивает. Хорошо, что система стабилизации работает четко, помогая испытателю справиться с ситуацией.

Результаты "лосиного теста" 

 

Однако лишь один водитель из четырех совладал с Маздой с первой попытки. Людей пугали неожиданно острые реакции на повороты руля.

 

Двое из четырех водителей смогли избежать «аварии» за рулем Форда. Но любопытно, что все четверо отметили великолепное взаимопонимание с автомобилем. Помехой же стали внушительные габариты. Отличное реактивное усилие на руле во всех режимах, отсутствие «замыканий» руля и высокая чувствительность позволили и эксперту достичь высокой скорости — 74,7 км/ч, а увеличить ее помешали те же габариты и заносы при попытке вернуться со встречной полосы на свою.

 

Результаты "лосиного теста"

 

С Mitsubishi справились два водителя. Остальным помешала низкая чувствительность рулевого управления и несвоевременное вмешательство системы стабилизации. Эти же факторы не позволили испытателю поднять максимальную скорость выше 72 км/ч.

 

Самым медленным оказался Renault. Автомобиль проваливается в глубокий, растянутый занос, коррекция которого приводит к колебаниям. Низкая чувствительность рулевого управления требует больших углов поворота руля. Ситуация усугубляется недостаточной информативностью привода рулевого управления. Впрочем, двое водителей из четырех справились с маневром успешно: все та же низкая чувствительность прощала ошибки.

 

Что почем?

 

Ford S-maxFord S-MAX 2.0 в базовой версии Core стоит $24630. Это пятиместный автомобиль, а оснащение включает противотуманные фары, передние электростеклоподъемники, АБС, кассетную магнитолу с восемью динамиками, кондиционер, семь подушек безопасности и центральный замок. В комплектации Trend ($25530) добавлены задние электростеклоподъемники, CD-магнитола, двухзонный климат-контроль, спортивные передние сиденья, а также обшитые кожей руль и рычаг КПП. Цены на самую богатую версию Titanium начинаются от $27430. Здесь датчики света и дождя, передние сиденья с подогревом (водительское — с электрорегулировками) и легкосплавные колесные диски. Доплата за «семиместность» составляет $1000 для любой комплектации, панорамная крыша обойдется в $750, а кожаный салон — в $2500. Автомобили с 2,5-литровым 220-сильным двигателем дороже на $2600 и предлагаются только в комплектациях Trend и Titanium. Кроме того, можно приобрести Ford S-MAX с одним из двух турбодизелей: 1.8 TDCi (125 л.с.) стоит $26000, а 2.0 TDCi (143 л.с.) — $26900. Коробки передач для всех модификаций — только механические пяти- и шестиступенчатые. Заказанный автомобиль придется ждать 2—4 месяца.

 

Гарантия — 2 года или 100000 км пробега. Продажей занимаются 120 дилеров в 76 городах России.

 

Mazda5Mazda 5 предлагается в четырех комплектациях. В базовой комплектации Family автомобиль оснащается 1,8-литровым двигателем (115 л.с.) и имеет пять посадочных мест. Цена — $21900. Семиместная версия Touring обойдется на $2000 дороже. Модификация Touring Plus с двухлитровым 145-сильным мотором стоит $26400. В оснащение входят полный электропакет, климат-контроль, передние сиденья с подогревом, «кожаные» руль и рукоятка КПП, АБС, система стабилизации, шесть подушек безопасности, иммобилайзер и радиоприемник с четырьмя динамиками. На вершине гаммы — Mazda 5 в комплектации Active ($28700). В список оснащения добавлены датчик дождя, ксеноновые фары, «противотуманки», литые диски, а также CD-магнитола с шестью динамиками. Доплатив $3980, можно заказать пакет опций, включающий DVD-проигрыватель с многоканальным усилителем и транспондерную карту-ключ вместо обычного ключа зажигания. Коробка передач — только механическая, пятиступенчатая. На европейском рынке также продаются модификации с двухлитровым турбодизелем (110 или 143 л.с.) и шестиступенчатой «механикой», но в Россию такие машины не поставляются. Срок ожидания — 3—5 месяцев.

 

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Продажей занимаются 20 дилеров в 13 городах России.

 

Mitsubishi GrandisMitsubishi Grandis 2.4 в базовой комплектации Invite с механической коробкой передач и семиместным салоном стоит $31090. Исполнение Instyle с четырехступенчатым «автоматом» дороже на $2760. Здесь шесть подушек безопасности, электропакет, «кожаный» руль, противотуманные фары, АБС, система стабилизации, двухзонный климат-контроль, передние сиденья с подогревом, CD-магнитола с шестью динамиками, легкосплавные колесные диски. Цены на шестиместный Grandis в комплектации Intense начинаются от $35250, а в самом дорогом исполнении автомобиль обойдется в $39950 (кожаные сиденья с электроприводом, два люка в крыше, спортивная «юбка» по периметру, багажные рейлинги на крыше). Двигатель только один — 165-сильная «четверка» с системой регулировки фаз газораспределения MIVEC. Модификация с двухлитровым 136-сильным турбодизелем доступна только европейским покупателям. Получить заказанный автомобиль можно в течение четырех месяцев.

 

Гарантия — 3 года или 100000 км пробега. Продажей занимаются 83 дилера в 60 городах России.

 

Opel ZafiraOpel Zafira в самой доступной версии стоит $19990 — это автомобиль в комплектации Essentia с мотором объемом 1,6 л (105 л.с.) и пятиступенчатой «механикой». Двигатель объемом 1,8 л (140 л.с.) доступен в исполнении Enjoy ($22690), а оснащение включает четыре подушки безопасности, АБС, CD-магнитолу с шестью динамиками, иммобилайзер, передние электростеклоподъемники и кондиционер. Доплата за пятиступенчатый «автомат» — $450, а за «стеклянную» крышу — $2000. В «максимальной» комплектации Cosmo в список оснащения добавлен климат-контроль, «кожаный» руль, спортивные передние сиденья, колесные диски из легкого сплава, а также рейлинги на крыше и дополнительная порция хрома снаружи. Такой автомобиль с механической КПП стоит $25000. Есть и более мощные модификации. Автомобиль с 2,2-литровым 150-сильным двигателем и четырехступенчатым «автоматом» стоит $30000, а с двухлитровым турбомотором (200 л.с.) и шестиступенчатой «механикой» — $30900. Версии с турбодизелем объемом 1,9 л (100, 120 и 150 л.с.) в Россию не поставляются. Ждать заказанный автомобиль придется от одного до четырех месяцев.

 

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Продажей занимаются 53 дилера в 28 городах России.

 

Renault Grand ScenicRenault Grand Scenic в базовой версии Expression оснащается двигателем объемом 1,6 л (115 л.с.) и пятиступенчатой «механикой» и стоит $24700. Минивэн с двухлитровым 136-сильным мотором и шестиступенчатой КПП доступен только в комплектации Privilege. Список оснащения включает шесть подушек безопасности, АБС, датчики дождя и света, электропакет, чип-карту вместо ключа зажигания, климат-контроль, противотуманные фары и легкосплавные колесные диски. Цена — $30700. Доплата за четырехступенчатый «автомат» — $1200. Кожаный салон обойдется еще в $1390, а CD-магнитола с четырьмя динамиками — в $390. На европейском рынке есть и другие модификации: с бензиновым двигателем объемом 1,6 л (98 л.с.), двухлитровым турбомотором (163 л.с.), а также с тремя турбодизелями (86—150 л.с.). Срок поставки заказанных машин — 2—4 месяца.

 

Гарантия — 2 года без ограничения пробега. Продажей занимаются 92 дилера в 54 городах России.

 

Оценки "Авторевю"

Результаты измерений "Авторевю"

Олег Растегаев, Иван Шадричев, Ярослав Цыпленков

Фото Степана Шумахера

Журнал «Авторевю»