МНОГО РЕШЕНИЙ В ОДНОМ ОБЪЕМЕ

Ford Focus C-Max, Mercedes-Benz B200, Opel Zafira, Renault Grand Scenic, Toyota Corolla Verso

СРАВНИВАЕМ:

 

Ford Focus C-Max 2.0 $24 840

Отличный представитель модельного ряда Ford, сочетающий удобство и возможности трансформации салона с динамичностью и великолепной управляемостью

 

Mercedes-Benz B200 €33 000

Недавно появившийся в продаже весьма интересный автомобиль, который можно отнести как к категории минивэнов, так и к гольф-классу

 

Opel Zafira 2.2 $35 000

Новинка знаменитой немецкой марки, недавно появившаяся в продаже, получила яркий дизайн и неплохие ходовые качества.

 

Renault Grand Scenic 2.0 $30 559

Увеличенная версия Renault Scenic — настоящий семейный автомобиль с просторным комфортным салоном и вместительным багажником.

 

Toyota Corolla Verso 1.8 $26 900

Хороший компромисс между компактностью и вместительностью. Автомобиль, позволяющий комфортно передвигаться в городе и путешествовать всей семьей.

 

Mercedes-Benz B200 Услышав слово «седан», «хэтчбек» или «универсал», мы, как правило, довольно ясно представляем себе, о каком автомобиле идет речь и чего можно ожидать от его компоновки. А вот в случае с минивэнами одного упоминания о типе его кузова, пожалуй, недостаточно. Оно лишь говорит о том, что кузов такой машины не имеет ярко выраженных частей (таких, как капот, багажник), а состоит, выражаясь автомобильными терминами, из одного объема. Отсюда и название — однообъемные автомобили. По сравнению с другими типами автомобилей этот — наиболее молодой, и устоявшихся канонов пока почти нет. Так что в нем, как нигде, проявляется полет фантазии дизайнеров, особенно во внутренней компоновке. Поскольку интерес к этим пока еще для многих загадочным автомобилям у нас быстро растет, мы решили провести сравнительный тест пяти минивэнов.

 

Для того чтобы продемонстрировать то разнообразие, которое можно встретить в этом классе, мы подобрали весьма различающиеся по своим качествам экземпляры: три семиместных — Opel Zafira, Toyota Corolla Verso и Renault Grand Scenic, а также два пятиместных — Ford Focus C-MAX и Mercedes-Benz B200. Последний, кстати, по многим параметрам можно отнести скорее к гольф-классу. Однако довольно высокий кузов, близкий по форме к однообъемникам, позволяет нам хотя бы на время теста «принять» B200 в категорию минивэнов. Так что в нашем случае этот интересный автомобиль будет выступать в роли своеобразной пограничной модели между двумя классами.

 

Ford Focus C-MaxЧто же касается форм кузова остальных участников нашего испытания, то они, можно сказать, как на подбор. Высокая крыша, «обрубленная» корма с незначительным наклоном заднего стекла, сильно наклоненное лобовое стекло, почти не образующее угла с крышкой капота — их линии плавно перетекают одна в другую. Так в общих чертах можно описать любой из представленных минивэнов, что в принципе и неудивительно, ведь эти формы уже, так сказать, канонизированы. Правда, благодаря разной габаритной длине профили наших испытуемых конечно же различаются. И тут наиболее динамичным и подтянутым выглядит Mercedes-Benz B200. Ford Focus C-MAX тоже довольно эффектен, но более высокая крыша делает его похожим на этакую пухлую капсулу. Пропорции же Opel Zafira, Renault Grand Scenic и Toyota Corolla Verso делают внешность этих автомобилей несколько спокойнее.

 

Но вот что интересно: более мелкие детали внешнего вида весьма похожи. Взять хотя бы дизайн передней части. Обратите внимание на фары — практически у всех пяти машин они выполнены в форме крупных лепестков с острыми краями. В отдельности каждый автомобиль с такой светооптикой очень ярок, но когда видишь целый ряд машин, украшенных похожими дизайнерскими решениями, возникает ощущение, будто дизайнеры разных фирм работали «под копирку». Что ж, автомобильная мода диктует свои правила, и никто, похоже, не желает от них отступать.

 

Opel ZafiraОднако вы можете спросить: где же здесь разнообразие, когда пока видно в основном сходство? Уверяем, ваши сомнения развеются, стоит только заглянуть внутрь.

 

Интерьером больше всех удивил Grand Scenic. Тут уж создатели разгулялись не на шутку. Приборная панель простирается от рулевой колонки и почти до самого пассажирского места. Причем все приборы — электронные, светодиодные. На черном фоне светятся зеленые шкалы, цифры спидометра и индикаторы. Некоторые наиболее важные значки вспыхивают красным. Честно говоря, трудно судить об эргономичности такого расположения и конфигурации, пока не привыкнешь, а привыкания это все же требует. Если рассуждать теоретически, то перевод взгляда от дороги к приборам, находящимся в верхней части торпедо, занимает меньше времени и способствует более безопасной езде. Но на деле глаза по понятной причине скользят вниз, к верхнему проему рулевого колеса, а там — пусто...

 

Отдав, видимо, все силы приборам, создатели Grand Scenic, на наш взгляд, не уделили достаточного внимания центральной консоли, и она получилась немного грубоватой. Но без изюминки французы не обходятся, и своему минивэну они подарили чип-ключ и кнопку START/STOP для запуска и остановки двигателя.

 

Renault Grand ScenicТакая схема приобретает все большее распространение, и доказательством этому может служить другой участник нашего теста — Toyota Corolla Verso, которая также заводится посредством кнопки. Правда, в отличие от Grand Scenic этот автомобиль не создает ощущения напичканности электроникой, как, впрочем, и остальные тестируемые минивэны. Однако и эргономика, и дизайн заслуживают хорошей оценки. Например, светло-зеленой подсветкой приборных шкал «тойотовцы» убили двух зайцев: читаемость великолепная и выглядят приборы свежо и интересно. Серебристая прямоугольная центральная консоль, может, и не произведение искусства, но очень гармонично вписывается в черный интерьер. К тому же органы управления на ней расположены удобно, обозначения интуитивно понятны. Приятно, когда с первого взгляда ясно, где что.

 

Наиболее удачен с точки зрения сочетания удобства и дизайна, пожалуй, Ford Focus C-MAX. Есть у компьютерщиков понятие «дружественный интерфейс», обозначающее, что с программой легко и удобно работать. Так вот, у минивэна от Ford «интерфейс» именно дружественный. Любое действие производится легко, а главное — быстро, будь то взгляд на нужный в данный момент прибор, манипулирование аудиосистемой или установка климатических настроек. При этом выглядит передняя панель C-MAX весьма солидно. Дизайн центральной консоли сдержанный, но стильный, а циферблаты приборов с серебристой окантовкой хоть и лаконичны, но смотрятся благородно. Пожалуй, интерьер Ford Focus C-MAX — с отличными материалами и вставками под дерево — самый элегантный из всей пятерки. Посоперничать с ним в этом смог бы лишь Mercedes-Benz B200, если бы не «легкомысленное» исполнение панели приборов и довольно простенькие для премиум-бренда отделочные материалы. Тем не менее блестящая трехлучевая звезда в центре рулевого колеса действует просто магически. Да и центральная консоль с элементами «мерседесовской» утонченности все же облагораживает интерьер.

 

Toyota Corolla VersoИнтересней всего выглядит передняя панель в Opel Zafira. Центральная консоль — как будто врезанный в торпедо многогранный камень, в котором в свою очередь вырублено окошко и вставлен янтарь многофункционального дисплея. На этот дисплей выводится информация бортового компьютера, настроек аудиосистемы и климат-контроля. Управление автоматическим кондиционером и вентиляцией осуществляется отдельными ручками, но аудиопараметры регулируются через меню компьютера, что требует некоторого привыкания. Только вот материалы в Zafira грубоваты и визуально, и на ощупь, что немного портит впечатление. Но все-таки в добротности этому автомобилю не откажешь.

 

Уж если мы начали с разнообразия среди минивэнов, то нет более благодатной почвы для развития этой темы, чем организация внутреннего пространства и способы трансформации салонов. Самые просторные и самые, можно сказать, семейные — это Renault Grand Scenic и Opel Zafira. По обилию бардачков и мелких емкостей эти два минивэна — бесспорные лидеры. У Grand Scenic потайные ящички расположились и в полу, и в дверных панелях, и в подлокотниках. Zafira же по этой части вообще большой оригинал. Догадайтесь, где притаилась основная масса полезных полостей? В крыше! И их там целых пять.

 

По возможностям трансформации салона Grand Scenic просто вне конкуренции. Каких комбинаций тут только нет! Начинать можно с одноместного варианта и прибавлять по одному сиденью. Причем сиденья второго ряда можно не просто складывать, а снимать вообще, и каждое из трех отдельно, освобождая полезное место для багажа. В Opel Zafira возможны почти те же варианты, исключая снятие кресел второго ряда. Правда, есть одно неудобство: чтобы производить манипуляции с третьим рядом, нужно сначала сложить второй. А это, согласитесь, существенно прибавляет работы.

 

Mercedes-Benz B200 Следует еще заметить, что даже при трех рядах сидений в багажниках Zafira и Grand Scenic остается приличное пространство, чего не хватает Toyota Corolla Verso. Зато «японка» предлагает самый простой и быстрый алгоритм трансформации салона. Собственно, и алгоритма-то особого нет: потянул за спинку, кресло и сложилось.

 

И все же надо признать, что третий ряд не для взрослых пассажиров. Это касается всех трех семиместных минивэнов в нашем тесте.

 

А что же пятиместные братья? У Mercedes-Benz B200 просто складывается заднее сиденье и больше никаких вариантов, хотя объем высвобождается приличный. В обычном же состоянии багажник маловат, что, впрочем, и неудивительно, ведь B-Class — самый короткий во всей пятерке.

 

Приятно порадовал Ford Focus C-MAX. Казалось бы, ну как еще, кроме складывания, можно трансформировать один задний ряд кресел. Оказывается, варианты есть: крайние кресла еще и двигаются, но не просто вперед-назад, а по диагонали. Так что если убрать среднюю часть, то сиденья можно сдвинуть назад и к центру. Что в итоге? В итоге на заднем ряду двум седокам комфортно почти как в лимузине: каждому пассажиру и для коленей, и с боков места не просто достаточно, а много! Черная кожаная отделка комплектации Ghia еще и усиливает ощущение комфорта. В общем, C-MAX доказывает, что много сидений еще не означает удобства.

 

Ford Focus C-MaxКстати, в «фордовском» минивэне не только сидящим сзади может быть так вольготно. Водительское место прекрасно приспособлено под любой рост и комплекцию. И что интересно, даже еще не подобрав правильную посадку, вы ощущаете, что вам просто удобно сидеть. Такого не скажешь больше ни об одном из участников теста. Справедливости ради стоит, однако, заметить, что удобную посадку нетрудно подобрать и в Zafira, и в Corolla Verso благодаря хорошему диапазону регулировки сидений, а главное, регулировке вылета руля, как и в C-MAX. В Mercedes-Benz B200 и Grand Scenic положение рулевой колонки меняется только по высоте и рослому водителю приходится искать компромиссное положение тела.

 

Что ж, от водителя плавно перейдем к вождению. И тут шедшие рука об руку Zafira и Grand Scenic становятся почти полными противоположностями. У новоявленного детища концерна Opel очень чуткий и острый руль. Ни у одного из тестируемых автомобилей нет такого «короткого» рулевого механизма: от упора до упора всего два с половиной оборота. Машина отзывчива даже на незначительные отклонения руля, а траекторию держит великолепно. Хотя некоторая склонность к сносу передней оси все же есть. Да и крены в поворотах заметны, но для минивэна незначительны, поскольку плавность хода здесь все же важнее. Но вот в Grand Scenic упор на плавность хода сделан, пожалуй, даже слишком сильный. Машина действительно идет по дороге очень плавно, но на неровностях и в поворотах чересчур мягкая подвеска дает о себе знать продольной и поперечной раскачкой. К этому добавляется и чувство некоторой неуверенности из-за недостатка информативности рулевого управления: руль слишком легкий и ему не хватает реактивного усилия даже на скорости.

 

Opel ZafiraУ Mercedes-Benz B200 тоже чрезвычайно легкий руль, но обратная связь вполне отчетливая. При медленной езде баранка, как и полагается, крутится с минимальным усилием, а с возрастанием скорости наливается тяжестью. Появляется острота, а устойчивость просто великолепная. Плотная подвеска не позволяет машине излишне крениться, а неровности все же сглаживает.

 

Toyota Corolla Verso также довольно плавно проходит неровности и не допускает больших кренов в повороте. Руль заметно тяжелее, чем в B200, и информативности немного больше. На скорости «японка» напомнила своим поведением Zafira: такая же отзывчивость и устойчивость, только опелевской остроты здесь нет.

 

Но если об управляемости Corolla Verso ничего плохого не скажешь, то впечатление от ее разгонной динамики противоречивое. Автомобиль оснащен роботизированной механической трансмиссией и 1,8-литровым двигателем мощностью 129 л.с. — самым слабым из всей пятерки. Но дело не в мощности мотора, а в работе коробки передач. Бесспорное преимущество такой коробки перед обычным «автоматом» заключается в том, что при движении на одной передаче сохраняется жесткая связь двигатель—колеса благодаря традиционному для механических трансмиссий сухому сцеплению. Это делает машину более отзывчивой на нажатие педали газа и облегчает поддержание нужной скорости в плотном городском потоке и пробках, благо тяговитости «тойотовскому» мотору не занимать. Но когда трансмиссии нужно переключиться, делает она это со значительными паузами. И даже предусмотренный для более активной езды спорт-режим не сильно помогает.

 

Renault Grand ScenicПохожим образом ведет себя трансмиссия Grand Scenic: она тоже работает с большими паузами. К тому же 136-сильному французскому мотору не хватает крутящего момента при данных настройках трансмиссии, а ведь «француз» — самый тяжелый в тесте.

 

Что же касается Mercedes-Benz B200, то он — задорная штучка. Интересно, что его 2,0-литровый мотор той же мощности, что и у Grand Scenic, работает в паре с семиступенчатым (!) «автоматом», сконструированным и настроенным просто отлично. Трансмиссия так ловко и непринужденно перебирает передачи, что просто диву даешься. И никаких задержек и рывков при переключении. Одним словом, на B200 хочется ездить динамично, и он это позволяет.

 

Кто держится в твердых середнячках, так это Opel Zafira. Его четырехсупенчатый «автомат» не имеет ручного переключения, но со спортивным режимом прекрасно реализует возможности 2,2-литрового агрегата (150 л.с.). Но переключения, особенно на пониженные передачи, все-таки сопровождаются некоторыми паузами, которые, впрочем, легко прогнозируются.

 

Вы, наверное, заметили, что в описании ходовых качеств тестируемых минивэнов мы обошли вниманием Focus C-MAX. И это неслучайно. Дело в том, что этот автомобиль обладает лучшими из всех перечисленных свойств. В нем и чуткость рулевого управления Zafira, и отменная курсовая устойчивость с задорной управляемостью B200 на высокой скорости. А динамика! C-MAX — единственный в тесте автомобиль с механической коробкой передач. После езды с автоматическими трансмиссиями управление машиной с «механикой» — это просто кайф! Да еще с таким резвым 2,0-литровым мотором. Нетрудно догадаться, какой автомобиль из пяти самый динамичный. Единственный минус состоит в том, что «автомат» в паре со 145-сильным «фордовским» агрегатом не поставляется.

 

Toyota Corolla VersoНу а теперь, как говорится, последняя капля. Ford Focus C-MAX в максимальной комплекдации Ghia с роскошным кожаным салоном стоит $24 840, в то время как цены остальных участников теста, за исключением Corolla Verso, переваливают за $30 000. Японский же минивэн обойдется в $26 900, правда, в не слишком богатой комплектации. Вероятно, было бы даже излишним упоминать, какой автомобиль вышел победителем в нашем испытании.

 

РЕЗЮМЕ

 

Минивэны — прежде всего семейные автомобили, поэтому предпочтения конечно же должны основываться на интересах всей семьи. Те, например, кому часто приходится ездить компанией больше чем из пяти человек, выберут Opel Zafira или Renault Grand Scenic. Только Zafira прежде всего доставит удовольствие водителю, а Grand Scenic рассчитан на спокойную и комфортную езду.

 

Toyota Corolla Verso хоть и семиместная, но в дальних поездках третий ряд задействовать трудно из-за небольшого багажника, так что лишние два места — всего лишь дополнительная возможность для отдельных случаев. Ну а тем, кому не важны такие качества минивэнов, как вместительность и функциональность, но кто ценит компоновку с высокой посадкой в сочетании с бодрой разгонной динамикой, мы порекомендовали бы Mercedes-Benz B200.

 

И наконец Ford Focus C-MAX. Этот автомобиль сочетает в себе лучшие особенности минивэна, такие, как вместительность и комфорт, с великолепными ходовыми качествами автомобиля со спортивным характером. А сравнительно невысокая цена при богатой комплектации делает C-MAX просто недосягаемым для конкурентов, и он со значительным преимуществом побеждает в тесте.

 

Ford Focus C-MaxFORD FOCUS C-MAX 2.0

ЗА Отличная разгонная динамика и управляемость, хорошая маневренность благодаря небольшим габаритам, идеальная эргономика, широкие возможности трансформации салона.

 

ПРОТИВ Великовато реактивное усилие на педали тормоза, отсутствует комплектация с автоматической КПП.

 

 

 

Mercedes-Benz B200 MERCEDES-BENZ B200

ЗА Яркий внешний дизайн, хорошая работа семиступенчатого «автомата», высокая устойчивость на большой скорости.

 

ПРОТИВ Простоват дизайн салона, слишком легкий и «длинный» руль, довольно шумный мотор, высокий пол.

 

 

 

Opel ZafiraOPEL ZAFIRA 2.2

ЗА Острый руль, хорошая курсовая устойчивость, просторный салон, вместительный багажник даже при разложенном третьем ряде сидений.

 

ПРОТИВ Недостаточно информативная педаль тормоза, неудобный механизм раскладывания третьего ряда сидений.

 

 

Renault Grand ScenicRENAULT GRAND SCENIC 2.0

ЗА Вместительный и комфортный салон, оригинальный дизайн передней панели, удобная трансформация третьего ряда сидений, плавный ход.

 

ПРОТИВ Слабовата разгонная динамика, нечеткий и недостаточно информативный руль.

 

 

Toyota Corolla VersoTOYOTA COROLLA VERSO 1.8

ЗА Тяговитый и резвый двигатель, хорошая маневренность благодаря небольшой габаритной длине, хорошее реактивное усилие на руле.

 

ПРОТИВ Существенные паузы при переключении роботизированной «механики», маловат багажник.

 

 

 

Журнал «WhatCar?»